Циклы тематического усовершенствования

МЕДИЦИНСКАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Как правильно общаться с пациентом и его родственниками (Тренинг формирования терапевтических отношений с пациентом)

24 учебных часа

07.09.2019; 14.09.2019; 21.09.2019

05.10.2019; 12.10.2019; 19.10.2019

Руководитель программы: д.м.н. Н.Б. Лутова

Цель тренинга выработка навыков, способствующих формированию удовлетворительных терапевтических отношений с пациентом. Задачи тренинга: ознакомление с понятием «терапевтический альянс» и концепциями, лежащими в его основе; формирование представлений о значимости «терапевтического альянса» в лечебном процессе. Слушателям будут представлены интервенции, направленные на формирование и улучшение терапевтического альянса. Большое внимание будет уделено отработке практических навыков поведения врача в ситуациях определения содержания и тактики терапевтического альянса, развитию положительной связи, формированию «команды», общих целей и задач в процессе лечения. Тренинг направлен на формирование коммуникативной компетенции врача, его умению слушать, общаться с пациентом в сложных, конфликтных ситуациях, умению общения с «трудными» пациентами и их родственниками.

Цикл будет интересен врачам всех специальностей, студентам-медикам, специалистам принимающим участие в работе полипрофессиональных бригад: среднему медицинскому персоналу, социальным работникам, педагогам специализированных школ, логопедам.

Балинтовские группы как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетентности и профессионального развития специалистов «помогающих» профессий (семинар-тренинг)

48 учебных часов

16.09.2019-16.06.2020 (каждый третий понедельник месяца)

Цикл ежемесячных семинаров-тренингов направлен на формирование у участников теоретических представлений о балинтовские группе как модели продуктивной профессиональной супервизии, знаний о технологии работы балинтовские группы, её ресурсах, возможностях и ограничениях, потенциале в работе с профессиональным «выгоранием» специалистов «помогающих» профессий.

Балинтовская группа является разновидностью супервизорской группы, но имеет свои специфические особенности. Важной особенностью балинтовской группы является то, что в ее работе основное внимание уделяется анализу коммуникации консультанта с конкретным пациентом. В балинтовских группах акцент работы делается не на технической стороне психологической практики, а на сложностях взаимодействия с пациентом. Анализируется неосознаваемая часть этой коммуникации, в частности, характеристики контрпереноса консультанта во взаимодействии с пациентом.

Участники семинара-тренинга учатся на практике оценивать контр−терапевтические факторы, связанные с профессиональной коммуникацией, учитывать психологические роли консультанта и клиента в профессиональном взаимодействии, барьеры в профессиональной коммуникации.

Цикл предназначен для практикующих психологов и психотерапевтов, желающих повысить свою личную профессиональную эффективность.

Арт-терапия в психиатрической клинике

72 учебных часа

18.09.2019-29.01.2020;

05.02.2020-03.06.2020

Каждую среду с 18:00 до 20:30

Руководитель программы:  В.Ю. Кудряшова

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные вопросы арт-терапии в клинике. Программа рассчитана на тех, кто планирует осуществлять деятельность в разных областях практической психологии и психотерапии используя методы арт-терапии. В рамках обучения происходит освоение механизмов и особенностей выполнения, различных арт-терапевтических техник. Также рассматриваются вопросы арт диагностики, помогающие специалисту более подробно дифференцировать сложные клинические случаи. Занятия построены по принципу открытой группы, где каждый участник не только приобретает опыт клинической работы, но и имеет возможность получить обратную связь по своей работе в групповом и индивидуальном формате.

Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать.

Программа рассчитана на врачей-психиатров, врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

 

Арт-терапия в психиатрической клинике

16 учебных часов

С 18.09.2019 по индивидуальному плану

Каждую среду с 18:00 до 20:30

Руководитель программы:  В.Ю. Кудряшова

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются вопросы арт-терапии. Освоение программы построено на принципе группового взаимодействия в открытой учебной  группе с возможностью получения обратной связи от участников и ведущего преподавателя. На цикле рассматриваются основные принципы и подходы в арт-терапии, методы и техники арт-терапии, клиническое применение арт-терапии при различных патологических состояниях. Специалисты помогают применять полученные знания при психологическом консультировании, психодиагностике и на психотерапевтических занятиях с клиентами.

Программа рассчитана на врачей-психиатров, врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

Основы психотерапии

36 учебных часов

30.09.2019-04.10.2019

Автор и лектор: доцент, д.м.н. Т. А. Караваева

Курс посвящен рассмотрению основных базовых, методологических понятий психотерапии. Рассматриваются основные теоретические направления: динамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально–гуманистическое, теории личности. Подробно изучаются этико-правовые аспекты оказания психотерапевтической помощи. Приводятся современные взгляды на оценку эффективности психотерапии. Излагаются основные понятия психотерапии, рассматривается структура и содержание психотерапевтического процесса, принципы формирования психотерапевтической стратегии, основы психотерапевтического контакта и контракта.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.

Профессиональный контакт в практике врача-психотерапевта

36 учебных часов

07.10.2019-11.10.2019

Руководитель программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева

На программе освещаются следующие вопросы: особенности формирования личности психотерапевта и психолога. Характер взаимодействия в условиях психотерапевтического процесса. Цели и задачи психотерапевтического контакта. Основные этапы психотерапевтического контакта. Сложности в процессе взаимодействия психотерапевта и клиента. На курсе слушатели овладеют навыками проведения психотерапевтической консультации пациентов различных групп. Занятия проводятся в форме микролекций, семинаров, тренинегов, супервизий.

Цикл будет интересен: психотерапевтам, психиатрам, педагогам, психологам, социологам, неврологам, студентам старших курсов ВУЗов психологического, медицинского и педагогического профиля.

Невротические расстройства

24 учебных часов

С 14.10.2019 по индивидуальному плану

Автор программы: доцент, д.м.н. А.В. Васильева

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: определение и дифференциальная диагностика невротических расстройств (неврозов) и расстройств невротического уровня. Характеристики интрапсихического конфликта и неврозогенеза при истерическом неврозе, неврастении и неврозе навязчивых состояний. Техника анамнестического интервью невротических больных. Методы патогенетической и симптоматической психотерапии в лечении невротических расстройств. Обучающиеся участвуют в клиническом разборе больного с невротическими расстройствами.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, психологам, медицинским психологам.

Стажировка на рабочем месте по нейропсихологической диагностике и коррекции

С 14.10.2019 по индивидуальному плану

Руководитель программы:  к.п.н., доцент М.В. Вассерман

Стажировка на рабочем месте по нейропсихологической диагностике и коррекции предполагает участие в клинических разборах пациентов (взрослых и детей), интерпретацию полученных данных, предоставление методик нейропсихологической диагностики, написание заключений, составление программ нейропсихологической (ре)абилитации.

Для обучающихся на специализации нейропсихология – по группам в процессе обучения.

Для приезжающих слушателей – по мере набора групп (3-4 человека).

Системные неврозы детей и подростков. Гипносуггестивная и поведенческая терапия

36 учебных часов

С 28.10.2019 по индивидуальному плану

Автор и ведущий: доцент, к.м.н. В. В. Шишков

На цикле тематического усовершенствования рассматриваются следующие вопросы: Общие и системные неврозы. Энурез и энкопрез. Заикание и логоневроз. Тикоидные расстройства различного генеза. Трихотилломания. СДВГ. Нарушения сна. Тревожно-фобические расстройства. Методы психорегуляции в терапии системных неврозов. Аутогенная тренировка и гетеротренинг. Релаксационные техники. Прямые и парадоксальные техники поведенческой терапии функциональных расстройств. Гипносуггестивная терапия. Особенности гипносуггестивной терапии у детей. Парадоксальные методы индукции в гипнотическое состояние. Особенности гипнотерапии в группе. Возрастная регрессия и прогрессия и многое другое. Ролевые тренинги «врач-пациент» – «пациент- врач», «врач- семья» – «семья-врач». Балинтовские группы. Мастер-классы: гетеротренинг (с обучением различным ступеням АТ), прогрессирующая мышечная релаксация, десенситизация страхов с использованием методики фединга, лечебно-оздоровительный сеанс психорегуляции (гипноза) для участников семинара.

Цикл предназначен врачам-психотерапевтам, психиатрам, неврологам, детским неврологам, будет представлять интерес для врачей-педиатров, клинических (медицинских) психологов, психологов, семейных психологов.

 

Патопсихология

32 учебных часа

С 28.10.2019 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: д.п.н., доцент  Е.Е. Малкова

Цикл тематического усовершенствования, направленный на формирование у психолога профессиональных знаний о теоретико-методологических основах и прикладных аспектах патопсихологии, об основных видах нарушений психической деятельности и их месте в структуре патопсихологических синдромов, о специфике нарушений психических процессов, состояний и свойств при разных формах психической патологии, об организационных и методических принципах патопсихологического исследования, о методах и методиках психологической диагностики познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностных сфер; формирование базовых навыков нозологической и дифференциальной патопсихологической диагностики, навыков применения психодиагностических методик в патопсихологическом исследовании в зависимости от характера диагностических задач, а также клинических и психологических характеристик обследуемого, навыков определения структуры и глубины психического дефекта, а также дифференциальной диагностики патопсихологических симптомокомлексов; освещающий вопросы феноменологии и типологии нарушений психической деятельности, принципы и методы патопсихологического исследования.

Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Теории личности, методы психологической диагностики

24 учебных часа

С 28.10.2019 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: к.п.н., доцент В.В. Бочаров

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются различные концепции и подходы к определению понятия и этапам формирования личности, изучаются отклонения в ее развитии, разбираются методы психологической диагностики.

Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Навыки и основы проведения социально-психологического тренинга для лиц с психическими расстройствами

24 учебных часа

С 28.10.2019 по индивидуальному плану

Руководитель программы: к.п.н., доцент В.В. Бочаров

На цикле у обучающихся будет сформирован навык проведения тренингов по установлению, развитию и формированию у больных социальных навыков, навыков коммуникации, межличностного взаимодействия, навыков эффективного слушания, расширение возможности расширения контакта в различных ситуациях общения.

 

Медицинская психология в психиатрической клинике

60 учебных часов

1-я часть — с 28.10.2019 (32 учебных часа) по индивидуальному плану

2-я часть — с 02.03.2020 (28 учебных часов) по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: д.м.н. Е.Ю. Зубова

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование системы профессиональных знаний о теоретических и методологических основах психиатрии как научно-практической дисциплины, формирование представлений о современных классификациях, принципах диагностики, клинических проявлениях, методах исследования психической патологии и характере течения психических нарушений. На цикле рассматриваются вопросы общей и частной психиатрии, детской психиатрии, наркологии и психофармакологии.

Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

 

Медицинская психология в неврологической клинике

36 учебных часов

1-я часть — с 28.10.2019 (20 учебных часов) по индивидуальному плану

2-я часть — с 02.03.2020 (16 учебных часов) по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: к.м.н. Коцюбинская Ю.В.

Цель тематического усовершенствования- формирование у медицинских психологов системы профессиональных знаний о систематике, клинических проявлениях, вопросах этиологии, патогенеза, диагностики, медико-психологических аспектах и лечения заболеваний нервной системы.

Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

 

Экспертные вопросы в деятельности клинического психолога

24 учебных часа

С 25.11.2019 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: к.п.н., доцент В.В. Бочаров

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование у слушателей представлений о целях и формах использования психологических познаний в экспертизе, системы профессиональных знаний о правовых основах и принципах профессиональной деятельности клинического психолога при решении экспертных задач; представлений о правовых и организационных основах участия психолога в решении экспертных задач; о видах экспертно-психологической практики, их целях, задачах, методах и процедурных особенностях; о правовых, организационных, методических и практических аспектах участия психолога в комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе; об особенностях предметных видов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы и принципах патопсихологического исследования при решении определяющих их задач. На цикле рассматриваются вопросы семейной психолого-педагогической экспертизы в деятельности клинического психолога.

Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

 

Основы дифференциальной диагностики в практике клинического психолога

60 учебных часов

С 25.11.2019 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: к.п.н., доцент В.В. Бочаров

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование у слушателей системы профессиональных знаний о теоретических основах и методологических принципах психологической диагностики в клинике, о конкретных психодиагностических методах и методиках, об организации деятельности медицинского психолога в медицинском учреждении, о видах психодиагностики, о специфике написания психологического заключения в соответствии с задачами исследования, о методах и конкретных методиках психологической диагностики познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер и возможностях использования этих методик в зависимости от характера диагностических задач.

Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

 

Основы медицинской статистики

36 учебных часов

С 25.11.2019 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: А.Я. Вукс

На цикле слушатели имеют возможность освоить основы медицинской статистики и научиться ее применению в клинической практике.

Цикл предназначен для специалистов любых медицинских и психологических специальностей, желающих углубить свои знания в области медицинской статистики.

Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (ЛO(P)П)

24 учебных часа

13.01.2020-15.01.2020

Руководитель программа: доцент, д.м.н. Т. А. Караваева

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы: Основные понятия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, разработанной в НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева: Патогенетическая психотерапия В. Н. Мясищева как теоретическая основа личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова (концепция личности как системы отношений индивида с окружающей средой, биопсихосоциальная концепция невротических расстройств). Принципы проведения индивидуальной и групповой ЛО(Р)П, показания и противопоказания. Критерии и методы оценки эффективности ЛО(Р)П. Роль и место ЛО(Р)П в ряду других психодинамических методов. Технические приемы ЛО(Р)П. Цикл включает в себя лекционный, семинарский и тренинговый курсы.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.

Основы нейропсихологии

48 учебных часов

20.01.2020-25.01.2020

Программа предполагает обучение в том числе в субботу

Руководитель программы:  к.п.н., доцент М.В. Вассерман

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы:

1. Нейропсихология сегодня, роль нейропсихологических методов в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с различными нервно-психическими расстройствами.

2. Основы анатомии и физиологии ЦНС. Сенсорные системы.

3. Основы невропатологии (семиотика и основные синдромы).

4. Методы исследования НС (функциональные, структурные и т.д.).

5. Обзор основных симптомов и синдромов нарушений мозговых функций, их нозологическая и возрастная специфика, топико-диагностическое значение.

6. Проблемы межполушарной асимметрии, гендерных, образовательных, культурных и социальных различий в нейропсихологической диагностике и реабилитации.

7. Методы нейропсихологической диагностики и интерпретация полученных данных. Применение в нейропсихологии патопсихологических, тестовых и аппаратурных методик.

8. Принципы, планирование и организация нейропсихологического обследования.

9. Современные требования к нейропсихологической диагностике, планированию и осуществлению коррекции психических функций.

Цикл предназначен для медицинских (клинических) психологов, нейропсихологов, врачей-неврологов, врачей-педиатров, а также врачей других специальностей.

Программа проводится с участием ведущих ученых, клиницистов, специалистов НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, СПбГУ, СПбГПМУ (к.п.н., доцент М.В. Вассерман; к.б.н., доцент Е.П. Виноградова; к.м.н. Ю.В. Коцюбинская).

После завершения курса можно пройти стажировку на рабочем месте (вопрос прохождения стажировки решается индивидуально).

Основы психоаналитической психотерапии

24 учебных часа

22.01.2020-24.01.2020

Автор и лектор: доцент, д.м.н. А.В. Васильева

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: определение и основные понятия психоанализа, представления о патогенезе психических расстройств. Базовые характеристики объектных отношений. Психодинамический структурный диагноз. Техника психодинамического биографического анамнестического интервью. Процесс проведения психотерапии, определение и использование переноса и контрпереноса.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, психологам, медицинским психологам.

Нейрореабилитация больных с различными нервно-психическими расстройствами. Нейропсихологическая диагностика, коррекция, восстановление и компенсация нарушенных функций

48 учебных часов

27.01.2020-01.02.2020

Программа предполагает обучение в том числе в субботу

Руководитель программы:  к.п.н., доцент М.В. Вассерман, к.п.н. Б.Б. Ершов

В рамках цикла тематического усовершенствования освещаются следующие вопросы:

1. Основы нейрореабилитации: общие принципы абилитации и реабилитации, показания, потенциал, задачи, индивидуальный план, мультидисциплинарный подход и технологии.

2. Нейропластичность как биологическая основа восстановления и компенсации нарушенных функций нервной системы.

3. Инновационные технологии в нейрореабилитации.

4. Введение в нейропсихиатрию.

5. Участие пациента и его микросоциального окружения в реабилитационных мероприятиях.

6. Современные методы когнитивной коррекции (ремидиации) и реабилитации больных (по выбору слушателей).

Программа предусматривает участие обучающихся в разборах клинических случаев с демонстрацией видео пациентов с различной нервно-психической патологией, выборе мишеней и методов нейропсихологической коррекции, решении и обсуждении ситуационных задач.

Цикл предназначен для медицинских (клинических) психологов, нейропсихологов, врачей-неврологов, врачей-педиатров, а также врачей других специальностей.

Программа проводится с участием ведущих ученых, клиницистов, специалистов НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, СПбГУ, СПбГПМУ (д.м.н., профессор Т.А. Скоромец; к.п.н., доцент М.В. Вассерман; к.м.н. А.Л. Горелик; к.п.н. Б.Б. Ершов; к.м.н. С.Э. Медведев).

После завершения курса можно пройти стажировку на рабочем месте (вопрос прохождения стажировки решается индивидуально).

Психодрама

24 учебных часа

29.01.2020-31.01.2020

Автор и ведущая: М.О. Подсадная

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: определение и основные понятия психодрамы, история возникновения психодрамы. Теория ролей. Стадии ролевого развития. Психологические проблемы человека с точки зрения теории ролей. Теория спонтанности. Социометрия. Техника группового психодраматического взаимодействия. Занятия проходят в форме семинаров и тренингов, что позволяет получить необходимые навыки в психотерапевтическом взаимодействии.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, психологам, медицинским психологам.

Нарушения речи и их коррекция в процессе реабилитации больных с повреждением мозга

48 учебных часов

03.02.2020-08.02.2020

Программа предполагает обучение в том числе в субботу

Руководитель программы:  к.п.н., доцент М.В. Вассерман

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы:

1. Мозговая организация функциональной системы речи.

2. Речевые расстройства как последствия повреждения мозга.

3. Нейропсихологические методы в реабилитации больных с речевыми нарушениями.

4. Организация и опыт нейрореабилитации пациентов с повреждением ЦНС в условиях неврологической клиники.

5. Особенности речевых расстройств в детском возрасте.

Программа предусматривает участие обучающихся в разборах клинических случаев с демонстрацией видео пациентов с различной нервно-психической патологией, выборе мишеней и методов нейропсихологической коррекции, решении и обсуждении ситуационных задач.

Цикл предназначен для медицинских (клинических) психологов, нейропсихологов, врачей-неврологов, врачей-педиатров, а также врачей других специальностей.

Программа проводится с участием ведущих ученых, клиницистов, специалистов НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, СПбГУ, СПбГПМУ (к.п.н., доцент М.В. Вассерман; к.п.н. Б.Б. Ершов; к.м.н. Ю.В. Коцюбинская).

После завершения курса можно пройти стажировку на рабочем месте (вопрос прохождения стажировки решается индивидуально).

Основы психосоматики для психологов

24 учебных часа

С 02.03.2020 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: д.м.н. Е.Ю. Зубова

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование системы профессиональных знаний о теоретико-методологических основах и практических задачах психосоматики как междисциплинарного научно-практического направления, о роли психосоциальных факторов в развитии и динамике соматических заболеваний, о закономерностях психической адаптации к болезни и психологических основах лечебного процесса, о биопсихосоциальном подходе в медицине, о психологических основах психосоматической медицины, а также о концепции психосоматических и соматопсихических зависимостей, о закономерностях адаптации пациента к болезни и специфике психосоматических и соматопсихических соотношений при различных формах соматической патологии, о принципах, задачах и методах диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы клинического психолога в лечебном учреждении соматического профиля.

Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Психологические аспекты суицидологии

24 учебных часа

С 02.03.2020 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: к.м.н. А.А. Пичиков

Цикл тематического усовершенствования задача которого — знакомство с основными тенденциями в развитии современных психологических представлений о самоубийстве и личности его совершающей, ключевым содержанием теоретических концепций о причинах данного явления, наиболее важных эмпирических фактах и методах работы клинического психолога с данной категорией пациентов. Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Психологические аспекты сексологии

16 учебных часов

С 02.03.2020 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: к.м.н. А.А. Пичиков

Цель тематического усовершенствования — дать представление о сексологии, как области знаний сочетающей общебиологические и психосоциальные предпосылки сексуальной функции человека, а также о человеческой сексуальности и ее анатомии и психофизиологии. На цикле слушатели ознакомятся с сексологией, как самостоятельной, междисциплинарной наукой, с историей развития половых отношений людей и принципами социокультурного подхода, изучат специфические понятия сексологии: пол, половое сознание, сексуальность, формы половой жизни человека и др., что даст возможность упорядочения знаний о психофизиологии сексуальности человека, ее нормальные сексуальные проявления и возрастные особенности. На цикле также будет рассмотрены основные формы расстройств сексуальной сферы.

Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Медицинская психология в геронтопсихиатрии

32 учебных часа

С 02.03.2020 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Руководитель программы: к.м.н. Н.М. Залуцкая

Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих углубить свои знания и расширить практические навыки в области геронтопсихиатрии.

Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

Полипрофессиональный подход: бригадный метод лечения психически больных

108 учебных часов

23.03.2020-10.04.2020

Авторы программы: д.м.н. Н.Б. Лутова, д.м.н. Е.Ю. Зубова

Сертификационный цикл посвящен биопсихосоциальному подходу к лечению больных с психической патологией, который предполагает комплексное полипрофессиональное ведение пациентов бригадой специалистов: врачами психиатрами и психотерапевтами, медицинскими психологами, социальными работниками. Подробно разбираются вопросы сочетанной психофармакотерапии, психосоциальной реабилитации и психотерапии больных с психозами. Цикл проводится в отделениях Центра им. В.М. Бехтерева и в ОПБ № 1 им. П.П. Кащенко. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Центра.

Цикл будет интересен как врачам-психиатрам, так психотерапевтам, медицинским психологам и социальным работникам.

 

Работа психолога в клинике пограничных нервно-психических расстройств

24 учебных часа

С 30.03.2020 по индивидуальному плану

Возможно дистанционное обучение

Цикл тематического усовершенствования на котором у обучающихся формируется система профессиональных знаний о феноменологии, формах, структуре пограничных нервно-психических расстройств (о личностных расстройствах и неврозах), о подходах к пониманию этиологии и патогенеза этих расстройств, а также о принципах и методах психологической диагностики и психотерапии.

Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Рефлексивно-психодинамический тренинг

96 учебных часов

С 30.03.2020 по индивидуальному плану

Руководитель программы: к.п.н., доцент В.В. Бочаров

Цикл тематического усовершенствования на котором у обучающихся формируется представление о специфике профессионального взаимодействия, приобретается опыт рефлексии динамики собственного психического состояния в процессе психологического взаимодействия, способности к сознательной целенаправленной рефлексии собственных чувств, осознавания собственной роли в развитии и функционировании групподинамических процессов.

Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Психосоциальная реабилитация в психиатрии

36 учебных часов

06.04.2020-10.04.2020

Авторы программы: д.м.н. Н.Б. Лутова, д.м.н. Е.Ю. Зубова

Цикл тематического усовершенствования предназначен для социальных работников, клинических психологов, врачей психиатров, неврологов, наркологов, психотерапевтов участвующих в оказании психиатрической помощи. На цикле будут освещены следующие вопросы: психически больной и психическая болезнь, проблемы стигматизации и самостигматизации; понятие о психосоциальной реабилитации, этапы и виды реабилитации; роль социального работника в реабилитационных мероприятиях; базовые проблемы пациентов с психическими расстройствами; социальная реабилитация: алгоритм решения базовых проблем психически больных. Программа предусматривает проведение тренинга по формированию навыков профессионального контакта, решения конфликтных ситуаций и повышения социальной компетентности личности специалиста, оказывающего психиатрическую помощь.

Психотерапия в комплексной реабилитации онкологических больных

24 учебных часа

08.04.2020-10.04.2020

Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, к.м.н. С.В. Полторак

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: особенности клинических проявлений коморбидных психических расстройств у больных с онкологическими заболеваниями: расстройства адаптации, депрессивные, тревожные, тревожно-фобические расстройства, а также ПТСР; профилактика психических нарушений у онкобольных; научно-обоснованные подходы к психофармакотерапии пограничных психических расстройств; основные направления в психотерапии онкологических пациентов и их родственников: когнитивно–поведенческая психотерапия, психодинамическая терапия, межличностная, семейная психотерапия, экзистенциальная терапия и арт–терапия.

Цикл будет интересен врачам-онкологам, врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей, имеющим профессиональный контакт с больными, нуждающимися в паллиативной помощи.

Использование техник осознанности в практике врача-психотерапевта

36 учебных часов

12.05.2020-15.05.2020

Руководитель программы к.м.н. А.Н. Еричев

Программа включает в себя следующие модули: Использование техник осознанности в практике врача-психотерапевта. Овладение навыками осознанности на собственном опыте.

Программа рассчитана на врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

Нейропсихология детского возраста

36 учебных часов

25.05.2020- 30.05.2020

Руководитель программы:  к.п.н., доцент М.В. Вассерман

На цикле рассматриваются следующие вопросы:

1. Развитие мозга, формирование мозговой организации психических функций. Влияние окружающей среды на структурно-функциональную организацию мозга. Роль методов нейровизуализации в исследованиях развития мозга. Нейропластичность и компенсаторные возможности мозга после ранних повреждений.

2. Нейропсихологические корреляты различных нервно-психических расстройств у детей (нарушения развития (нарушения развития речи, диспраксии, нарушения обучения, расстройства аутистического спектра, нарушения внимания и др.); острые повреждения мозга в постнатальный период (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции и др.)).

3. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте.

4. Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте.

Цикл предназначен для медицинских (клинических) психологов, нейропсихологов, врачей-неврологов, врачей-педиатров, а также врачей других специальностей.

Программа проводится с участием ведущих ученых, клиницистов, специалистов НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, СПбГУ, СПбГПМУ (д.м.н., профессор А.Б. Пальчик; к.п.н., доцент М.В. Вассерман; к.п.н. Б.Б. Ершов; к.м.н. А.А. Пичиков; мл.науч.сотр. Т.А. Саломатина, мл.науч.сотр. Л.Р. Ахмерова, Е.А. Колодийчук).

После завершения курса можно пройти стажировку на рабочем месте (вопрос прохождения стажировки решается индивидуально).

 

Нейропсихологическая коррекция, восстановление и компенсация нарушенных функций в детском возрасте

36 учебных часов

01.06.2020-05.06.2020

Руководитель программы:  к.п.н., доцент М.В. Вассерман

На цикле рассматриваются программы реабилитации, используемые в клинике и амбулаторно, а также программы для домашнего и самостоятельного использования, вопросы их составления с позиций индивидуального подхода.

Программа предполагает прохождение обучающимися стажировки на рабочем месте, которая включает демонстрацию пациентов, обсуждение клинических случаев с определением мишеней нейропсихологической коррекции, составление индивидуальных программ нейропсихологической коррекции.

Цикл предназначен для медицинских (клинических) психологов, нейропсихологов, врачей-неврологов, врачей-педиатров, а также врачей других специальностей.

Программа проводится с участием ведущих ученых, клиницистов, специалистов НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, СПбГУ, СПбГПМУ (д.м.н., профессор Л.С. Чутко; к.п.н., доцент М.В. Вассерман).

После завершения курса можно пройти стажировку на рабочем месте (вопрос прохождения стажировки решается индивидуально).

 

Нейропсихологическая диагностика

36 учебных часов

08.06.2020-12.06.2020

Руководитель программы:  к.п.н., доцент М.В. Вассерман

На цикле будут рассматриваться следующие вопросы:

1. Нейропсихология и клиническая практика. Нейропсихологическая диагностика в неврологии, нейрохирургии, психиатрии и дефектологии. Возрастные аспекты нейропсихологической диагностики и экспертизы.

2. Методология и методы нейропсихологической диагностики, их теоретическая, эмпирическая и клиническая обоснованность, значение смежных дисциплин в разработке и оценке эффективности применения. Основные принципы нейропсихологического эксперимента. Методы исследования право- и леворукости, функциональной асимметрии полушарий. Методология обеспечения воспроизводимости, сопоставимости и надёжности результатов нейропсихологического эксперимента; нейропсихологический диагноз.

3. Принципы разработки и применения методических приемов исследования речи, узнавания, действия и других ВПФ, специфических и неспецифических компонентов познавательных процессов, оценки уровней психической активности и произвольной регуляции ВПФ при локально-органических поражениях мозга, дифференциации общемозговых и локальных нарушений. Обзор методов нейропсихологической диагностики.

4. Критерии топико-диагностического значения результатов применения тестовых и патопсихологических методик; применение технических систем и компьютерных технологий.

5. Основные принципы, задачи и методы нейропсихологических исследований детей и подростков; соотношение пато- и нейропсихологической диагностики, наблюдения, естественного, эксперимента и анализа продуктов деятельности; понятия психического дизонтогенеза и аномалии развития; специфика принятия топико-диагностических решений.

6. Этические принципы и деонтологические нормы в нейропсихологии.

7. В рамках программы впервые будет освещена тема мультидисциплинарного подхода к диагностике психических функций. Методы исследования мозга: структурные и функциональные. Данные ФМРТ в работе нейропсихолога.


Часть обучения проводится совместно со слушателями авторского цикла профессора Н.И. Ананьевой  «Функциональная нейровизуализация в неврологии  и психиатрии».

Цикл предназначен для медицинских (клинических) психологов, нейропсихологов, врачей-неврологов, врачей-педиатров, а также врачей других специальностей.

Программа проводится с участием ведущих ученых, клиницистов, специалистов НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, СПбГУ, СПбГПМУ (д.м.н., профессор Н.И. Ананьева; к.п.н., доцент М.В. Вассерман; к.п.н. Б.Б. Ершов).

После завершения курса можно пройти стажировку на рабочем месте (вопрос прохождения стажировки решается индивидуально).

Психогенное переедание: диагностика и терапия

24  учебных часа

25.05.2020-27.05.2020

Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, М.В. Фомичева

Курс посвящен изучению психогенного переедания, как одной из главных предпосылок формирования пищевой зависимости, а также наиболее распространенной проблемы, захватывающей до 60% пациентов, страдающих избыточной массой тела. В рамках курса будут рассмотрены виды, особенности и распространенность основных нарушений пищевого поведения; подробно будет описана специфика и частота встречаемости экстернального, ограничительного и эмоциогенного компонентов, а также отличия психогенного переедания от алиментарного ожирения. На лекциях будут освещены следующие вопросы: особенности психогенного переедания как диагноза, его отличия от других типов нарушений пищевого поведения; причины возникновения и специфика формирования психогенного переедания, основные диагностические признаки данного нарушения; типичные психологические особенности пациентов, страдающих избыточной массой тела; методы диагностики психогенного переедания; основные направления в психотерапии – когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, семейная терапия, использование эриксоновского гипноза и НЛП-техник; индивидуальная и групповая формы работы; основные трудности в работе с пациентами, страдающими пищевой зависимостью.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.

Нарушения пищевого поведения при невротических и психотических расстройствах

72 учебных часа

25.05.2020 -19.06.2020

1 очный цикл: 25.05.2020-27.05.2020

2 очный цикл: 15.06.2020-19.06.2020

Очно-заочная форма обучения

Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, к.м.н. А. А. Пичиков, М.В. Фомичева

Цикл повышения квалификации, на котором рассматриваются проблемы нарушения веса как в сторону его повышения из-за переедания, так и в сторону снижения в с вязи с анорексией, проведены дифференциально-диагностические признаки отдельных нозологических форм, психофармакологические и психотерапевтические тактики лечения. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Центра.

Цикл предназначен для врачей любых специальностей, занимающихся лечением больных с расстройствами пищевого поведения, медицинских психологов.

Теория и практика танцедвигательной терапии

24 учебных часов

01.06.2020-03.06.2020

Автор и ведущий программы: Д.М. Сарайкин

Танцтерапия базируется на социально-энергетическом поле групповой динамики, нацелена на работу с бессознательным и чувством идентичности, и представляет собой процесс самопознания и самореализации. Танцтерапия помогает клиенту развить способность использовать движение для выражения полного спектра чувств и искать конструктивные способы контакта со своими чувствами без их отрицания и подавления. Эта терапия обращена к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. В процессе танца, в условиях поддерживающей терапевтической групповой среды, различные части личности могут стать «видимыми», что создает возможность их анализировать, корректировать и развивать. В рамках данного вводного блока рассматриваются методологические основы танцтерапии, её история, подходы, основные понятия, некоторые базовые упражнения и т.д. Занятия включают в себя и практическую часть, с демонстрацией техники работы.

Актуальные вопросы арт-терапии

36 учебных часов

08.06.2020-12.06.2020

Арт-терапия это цикл тематического усовершенствования на котором рассматриваются как теоретические основы так и практические умениям в области арт-терапии. Образовательная программа рассчитана на тех, кто планирует осуществлять деятельность в разных областях практической психологии, используя методы арт-терапии. В рамках цикла происходит знакомство с основными формами арт-терапевтической работы. Освоение механизмов и особенности выполнения различных арт-терапевтических техник. Формируются навыки самостоятельного подбора и применения различных техник. Происходит знакомство с арт-терапевтической диагностикой. Специалисты помогают применять полученные знания при психологическом консультировании, психодиагностике и на психотерапевтических занятиях с клиентами. Занятия при помощи арт-терапии способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества пациент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии, также методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес.

Программа рассчитана на врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

Системная семейная психотерапия

216 учебных часов

1 ступень – 15.06. 2020-26.06.2020

2 ступень – 14.06.2021-25.06.2021

3 ступень – 13.06.2022-24.06.2022

Руководитель программы: к.м.н. С.Э. Медведев

Программа включает в себя лекционный, семинарский и тренинговый курсы; разборы клинических случаев семейной психотерапии и индивидуальную супервизию.

Полный курс по системной семейной психотерапии позволит стать специалистом в этой области. Форма проведения курса направлена на формирование навыков ведения семей с различными патологиями. Ступени обучения стадийно и последовательно раскрывают все теоретические и практические знания в области системной семейной психотерапии. На каждой ступени рассматриваются клинические случаи, работа с собственной семьей, отработка навыков в ролевых группах, сложные семейные случаи, супервизионные тренинги.

Цикл предназначен врачам-психотерапевтам, клиническим психологам, педагогам. Для лиц, оплативших полную стоимость обучение в 2019г. стоимость обучения в последующие годы меняться не будет.

Расстройства пищевого поведения

36 учебных часов

15.06.2020-19.06.2020

Руководитель программы: к.м.н. А.А. Пичиков

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные понятия, эпидемиология, типология, факторы риска, критерии и диагностики и дифференциальной диагностики расстройств пищевого поведения, в частности анорекции; возрастные и гендерные особенности расстройств пищевого поведения при различных психических расстройствах; особенности психофармакотерапии данной патологии; теоретико-методологические основы психотерапии, цели и задачи психотерапевтического воздействия на больных с расстройствами пищевого поведения. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Центра.

Цикл предназначен для врачей любых специальностей, занимающихся лечением больных с расстройствами пищевого поведения, медицинских психологов.

Системная семейная психотерапия при психических расстройствах

72 учебных часа

15.06.2020-19.06.2020

Автор и лектор цикла: к.м.н. С.Э. Медведев

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы: История метода и теоретические основания. Этапы развития психотерапии, ассоциировано с этапами развития мировой культуры (по Э. Г. Эйдемиллеру). История развития системного подхода. Основные направления системной психотерапии. Классические школы. Постмодернистские новации и постклассические направления. Системная психотерапия в психиатрии. Критерии эффективности. Данные клинических исследований. Демонстрация практических случаев. Особенности работы системного психотерапевта в психиатрии. Биопсихосоциальный подход. Принципы и техники работы с немотивированным пациентом и его семьей. Классификация клиентов по С. Де Шазеру.

Семейная история и трансгенерационный процесс. Теория семейных систем М. Боуэна. Трансгенерационные процессы и работа с личной семейной историей. Начало составления генограмм участников программы. Отечественные и зарубежные интегративные модели системной терапии. Аналитико-системная модель Э. Г. Эйдемиллера, Н. В. Александровой.

Тренинг «Семья на приеме». Отработка практических навыков первичного приема. Работа с личной семейной историей участников. Разбор генограмм в малых группах с помощью преподавателя. Организация супервизионной и интервизионной работы участников. Основы эффективной работы психотерапевта с семьей. Анализ работы с семьями «за зеркалом» с «живыми» семьями. Котерапия участников в работе с симулированной семьей. Анализ случаев самостоятельной работы участников в роли системных психотерапевтов. Работа участников программы «за зеркалом» под наблюдением ведущего. Самостоятельный прием участниками «живых» семей с последующим анализом проведенной работы по материалу видеозаписи.

Цикл включает в себя лекционный, семинарский и тренинговый курсы; разборы клинических случаев семейной психотерапии и индивидуальную супервизию.

Подпишись сейчас

Введите адрес свой e-mail

Well done