Циклы тематического усовершенствования

МЕДИЦИНСКАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Балинтовские группы как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетентности и профессионального развития специалистов «помогающих» профессий (семинар-тренинг). С 18.09.2017 по 18.06.2018,  48 учебных часов, очно.

Ведущий: доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, президент СПб Балинтовского общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации В.А. Винокур

Даты проведения — третий понедельник месяца:  18.09.2017; 16.10.2017;  20.11.2017; 18.12.2017; 19.02.2018; 19.03.2018; 16.04.2018;  21.05.2018; 18.06.2018. 

Цикл ежемесячных семинаров-тренингов направлен на формирование у участников теоретических представлений о балинтовской группе как модели продуктивной профессиональной супервизии, знаний о технологии работы балинтовской группы, её ресурсах, возможностях и ограничениях, потенциале в работе с профессиональным «выгоранием» специалистов «помогающих» профессий.

Балинтовская группа является разновидностью супервизорской группы, но имеет свои специфические особенности. Важной особенностью балинтовской группы является то, что в ее работе основное внимание уделяется анализу коммуникации консультанта с конкретным пациентом. В балинтовских группах акцент работы делается не на технической стороне психологической практики, а на сложностях взаимодействия с пациентом. Анализируется неосознаваемая часть этой коммуникации, в частности, характеристики контрпереноса консультанта во взаимодействии с пациентом.

Участники семинара-тренинга учатся на практике оценивать контр−терапевтические факторы, связанные с профессиональной коммуникацией, учитывать психологические роли консультанта и клиента в профессиональном взаимодействии, барьеры в профессиональной коммуникации.

Цикл предназначен для практикующих психологов и психотерапевтов, желающих повысить свою личную профессиональную эффективность.

 

Патопсихология. С 30.10.2017, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цикл тематического усовершенствования, направленный на формирование у психолога профессиональных знаний о теоретико-методологических основах и прикладных аспектах патопсихологии, об основных видах нарушений психической деятельности и их месте в структуре патопсихологических синдромов, о специфике нарушений психических процессов, состояний и свойств при разных формах психической патологии, об организационных и методических принципах патопсихологического исследования, о методах и методиках психологической диагностики познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностных сфер; формирование базовых навыков нозологической и дифференциальной патопсихологической диагностики, навыков применения психодиагностических методик в патопсихологическом исследовании в зависимости от характера диагностических задач, а также клинических и психологических характеристик обследуемого, навыков определения структуры и глубины психического дефекта, а также дифференциальной диагностики патопсихологических симптомокомлексов; освещающий вопросы феноменологии и типологии нарушений психической деятельности, принципы и методы патопсихологического исследования. Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Теории личности, методы психологической диагностики. С 30.10.2017, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цикл тематического усовершенствования на котором рассматриваются различные концепции и подходы к определению понятия и этапам формирования личности, изучаются отклонения в ее развитии, разбираются методы психологической диагностики.  Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Основы психосоматики. С 30.10.2017, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование системы профессиональных знаний о теоретико-методологических основах и практических задачах психосоматики как междисциплинарного научно-практического направления, о роли психосоциальных факторов в развитии и динамике соматических заболеваний, о закономерностях психической адаптации к болезни и психологических основах лечебного процесса, о биопсихосоциальном подходе в медицине, о психологических основах психосоматической медицины, а также о концепции психосоматических и соматопсихических зависимостей, о закономерностях адаптации пациента к болезни и специфике психосоматических и соматопсихических соотношений при различных формах соматической патологии, о принципах, задачах и методах диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы клинического психолога в лечебном учреждении соматического профиля. Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Навыки и основы проведения социально-психологического тренинга для лиц с психическими расстройствами. С 30.10.2017, от 16 часов по индивидуальному плану, очно.

На цикле у обучающихся будет сформирован навык проведения тренингов по установлению, развитию и формированию у больных социальных навыков, навыков коммуникации, межличностного взаимодействия, навыков эффективного слушания, расширение возможности расширения контакта в различных ситуациях общения.

 

Экспертные вопросы в деятельности клинического психолога. С 27.11.2017, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование у слушателей представлений о целях и формах использования психологических познаний в экспертизе, системы профессиональных знаний о правовых основах и принципах профессиональной деятельности клинического психолога при решении экспертных задач; представлений о правовых и организационных основах участия психолога в решении экспертных задач; о видах экспертно-психологической практики, их целях, задачах, методах и процедурных особенностях; о правовых, организационных, методических и практических аспектах участия психолога в комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе; об особенностях предметных видов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы и принципах патопсихологического исследования при решении определяющих их задач. На цикле рассматриваются вопросы семейной психолого-педагогической экспертизы в деятельности клинического психолога. Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

 

Основы дифференциальной диагностики в практике клинического психолога. С 27.11.2017, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование у слушателей системы профессиональных знаний о теоретических основах и методологических принципах психологической диагностики в клинике, о конкретных психодиагностических методах и методиках, об организации деятельности медицинского психолога в медицинском учреждении, о видах психодиагностики, о специфике написания психологического заключения в соответствии с задачами исследования, о методах и конкретных методиках психологической диагностики познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер и возможностях использования этих методик в зависимости от характера диагностических задач. Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

 

Нарушения речи и их коррекция в процессе реабилитации больных с повреждениями мозга. 36 часов

11.12.2017-15.12.2017

Руководитель программа: к.п.н. М.В.Вассерман

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование системы знаний о теоретических основах нарушения речи, коррекцию нарушений речи, реабилитацию больных с нарушениями речи в связи с повреждением головного мозга.

Цикл предназначен для логопедов, медицинских психологов, школьных и  детских психологов, врачей-неврологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.  

 

Нейропсихология в нейрореабилитации. 72 учебных часа

22.01.2018 – 02.02.2018

Руководитель программы: к.п.н. М.В.Вассерман

Цикл тематического усовершенствования,  на котором слушатели приобретают практические навыки нейропсихолога. На цикле рассматриваются следующие вопросы: Нейропсихология сегодня, роль нейропсихологических методов в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с различными нервно-психическими расстройствами. Основы нейрореабилитации: общие принципы абилитации и реабилитации, показания к реабилитации, реабилитационный потенциал, задачи реабилитации, индивидуальный план реабилитации, спектр расстройств НС, при которых часто требуются нейрореабилитационные мероприятия, мультидисциплинарный подход и технологии реабилитации. Учет влияния медикаментозной терапии, социальных и психологических последствий нервно-психических заболеваний. Нейроонтогенез и нейропластичность.  Нейропластичность как биологическая основа восстановления и компенсации нарушенных функций нервной системы. Инновационные технологии в нейрореабилитации. Обзор основных симптомов и синдромов нарушений мозговых функций, их нозологическая и возрастная специфика, топико-диагностическое значение. Проблемы межполушарной асимметрии, гендерных, образовательных, культурных и социальных различий в нейропсихологической диагностике и реабилитации. Методы нейропсихологической диагностики и интерпретация полученных данных: качественные и количественные методы  оценки мозговых функций, наблюдение и интервью, анализ медицинской документации, результатов аппаратурной и лабораторной диагностики. Применение в нейропсихологии патопсихологических, тестовых и аппаратурных методик. Принципы, планирование и организация нейропсихологического обследования: гипотезы, диагностические сессии, подготовка и оформление заключения, дебрифинг и консультация пациента и его родственников, врача-заказчика. Участие пациента и его микросоциального окружения (семья, школа, медицинский персонал) в реабилитационных мероприятиях. Современные требования к нейропсихологической диагностике, планированию и осуществлению коррекции психических функций: повышение качества жизни, автономность и активность пациента, профилактика, дифференцированный подход к планированию реабилитации, принцип доказательности и эффективность реабилитации. Современные методы когнитивной коррекции (ремидиации) и реабилитации больных (по выбору слушателей): с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения; с последствиями ЧМТ; с шизофренией; с аффективными расстройствами; детей с нарушениями нервно-психического развития. Разбор клинических случаев с демонстрацией видео пациентов с различной нервно-психической патологией. Выбор мишеней и методов нейропсихологической коррекции. Решение и обсуждение ситуационных задач.

 

Функциональная МРТ в неврологии и  психиатрии. 36 учебных часов.

05.02.2018 – 09.02.2018

Авторы курса: профессор, д.м.н.  Н.И. Ананьева, нейропсихолог  А.А. Матюшкина.

Слушатели ознакомятся с новыми научными данными в области различных методов функциональной МРТ. Основы магнитно-резонансной томографии (получение изображений, реконструкция изображений, последовательности, применяемые в фМРТ). Получение сигнала, варианты получаемых при фМРТ артефактов и возможности их преодоления. Функциональная МРТ состояния покоя — принцип метода, возможности и ограничения. Виды дизайна эксперимента. Парадигма фМРТ исследования. Роль нейропсихолога в моделировании эксперимента. Постобработка полученных данных. Препроцессинг. Статистический анализ — индивидуальный и групповой.

Цикл предназначен для врачей — специалистов по функциональной и лучевой диагностике, невропатологов, нейрохирургов, нейропсихологов, врачей других специальностей и медицинских психологов. Цикл имеет практическую направленность, поэтому для участия в практических занятиях требуется наличие своего ноутбука.

 

 Логотерапия и экзистенциальный анализ кризисных состояний. (504 учебных часа,  очно-заочная форма обучения с использованием электронных и дистанционных технологий. Возможность использования дистанционных технологий в режиме on-line конференции решается в индивидуальном порядке)

19.02.2018  – 15.06.2018

Сроки очных циклов: 19.02.2018 – 02.03.2018 

21.05.2018 – 25.05.2018 

13.06.2018 – 14.06.2018 

Руководитель программы — доцент, д.п.н. Е.Е.Малкова

Тематическое усовершенствование направлено на формирование умений, профессиональных компетенций, тренинг психотерапевтических техник и отработку практических навыков, необходимых для проведения логотерапии, являющейся одним из направлений  экзистенциальной психотерапии, у больных с различными нозологиями, а также у пациентов с нарушениями адаптации, находящихся в трудных жизненных ситуациях, перенесших острый стресс.

В обучении принимают участие преподаватели Южнонемецкого института логотерапии и экзистенциального анализа  (сокращенно SIL, http://logotherapie.de, http://logotherapie.ru, адрес: Hauptstraße 9, D- 82256 Fürstenfeldbruck), самого крупного и старейшего частного бразовательного учреждения  по изучению Логотерапии в Германии. Институт был создан в 1986г.  при поддержке самого Виктора Франкля его ученицей — Dr.habil. Элизабет Лукас.

Курс проходит с использованием электронных и дистанционных технологий. Слушателям будет предоставлена методическая литература по тематике курса: лекционный и практический материал, разборы клинических случаев  в виде аудио- и видеозаписей. Большое внимание уделяется формированию практических навыков врача-психотерапевта, которые будущий специалист получает в процессе тренингов и супервизий.

 

Медицинская психология в психиатрической клинике. С 05.03.2018, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цикл тематического усовершенствования направленный на формирование системы профессиональных знаний о теоретических и методологических основах психиатрии как научно-практической дисциплины, формирование представлений о современных классификациях, принципах диагностики, клинических проявлениях, методах исследования психической патологии и характере течения психических нарушений. Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

 

Психологические аспекты суицидологии. С 05.03.2018, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цикл тематического усовершенствования задача которого — знакомство с основными тенденциями в развитии современных психологических представлений о самоубийстве и личности его совершающей, ключевым содержанием теоретических концепций о причинах данного явления, наиболее важных эмпирических фактах и методах работы клинического психолога с данной категорией пациентов. Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой   установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Психологические аспекты сексологии. С 05.03.2018, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цель тематического усовершенствования — дать представление о сексологии, как области знаний сочетающей общебиологические и психосоциальные предпосылки сексуальной функции человека, а также о человеческой сексуальности и ее анатомии и психофизиологии. На цикле слушатели ознакомятся с сексологией, как самостоятельной, междисциплинарной наукой, с историей развития половых отношений людей и принципами социокультурного подхода, изучат специфические понятия сексологии: пол, половое сознание, сексуальность, формы половой жизни человека и др., что даст возможность упорядочения знаний о психофизиологии сексуальности человека, ее нормальные сексуальные проявления и возрастные особенности. На цикле также будет рассмотрены основные формы расстройств сексуальной сферы. Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Медицинская психология в неврологической клинике. С 05.03.2018, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цель тематического усовершенствования- формирование у медицинских психологов системы профессиональных знаний о систематике, клинических проявлениях, вопросах этиологии, патогенеза, диагностики,  медико-психологических аспектах и лечения заболеваний нервной системы. Цикл предназначен для медицинских психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

 

Работа психолога в клинике пограничных нервно-психических расстройств. С 02.04.18, от 16 часов по индивидуальному плану, дистанционно.

Цикл тематического усовершенствования на котором у обучающихся формируется система профессиональных знаний о феноменологии, формах, структуре пограничных нервно-психических расстройств (о личностных расстройствах и неврозах), о подходах к пониманию этиологии и патогенеза этих расстройств, а также о принципах и методах психологической диагностики и психотерапии. Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Основы групповой психотерапии (учебно-методическая динамическая группа). С 02.04.18, по индивидуальному плану, очно.

Цикл тематического усовершенствования на котором у обучающихся формируется представление о специфике профессионального взаимодействия, приобретается опыт рефлексии динамики собственного психического состояния в процессе психологического взаимодействия, способности к сознательной целенаправленной рефлексии собственных чувств, осознавания собственной роли в развитии и функционировании групподинамических процессов. Цикл предназначен для медицинских психологов, психологов, желающих повысить свой профессиональный уровень. Медицинские психологи проходят итоговую аттестацию и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, психологи – свидетельство об обучении установленного образца, итоговая аттестация для психологов не предусмотрена.

 

Методика исследования интеллекта — тест Д.Векслера (взрослый и детский вариант): особенности использования и интерпретации. 36 учебных часов

14.05.2018 – 18.05.2018 

Автор – д.п.н. Е.Е.Малкова

 

Нейропсихология детского возраста. 36 учебных часов 

21.05.2018 – 25.05.2018

Авторы курса: к.м.н. М.В.Вассерман, нейропсихолог  А.А. Матюшкина.

На цикле тематического усовершенствования подробно изучаются  нейропсихологические методы  в диагностике, лечении и реабилитации детей с различными нервно-психическими расстройствами. Цикл содержит большой объем практического материала, слушателям демонстрируются клинические случаи, разбираются ситуационные задачи.

Подпишись сейчас

Введите адрес свой e-mail

Subscribe!