Циклы тематического усовершенствования

ПСИХОТЕРАПИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 

Основы психотерапии. 24 учебных часа (3 дня)

02.10.2017 – 04.10.2017 

Автор и лектор: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева

Курс посвящен рассмотрению основных базовых, методологических понятий психотерапии. Рассматриваются основные теоретические направления: динамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально–гуманистическое, теории личности. Подробно изучаются этико-правовые аспекты оказания психотерапевтической помощи. Приводятся современные взгляды на оценку эффективности психотерапии. Излагаются основные понятия психотерапии, рассматривается структура и содержание психотерапевтического процесса, принципы формирования психотерапевтической стратегии, основы психотерапевтического контакта и контракта.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.

 

Профессиональная азбука консультантов. 24 учебных часа

 09.10.2017 – 11.10.2017 

 Автор и ведущий программы: доцент, к.м.н. И.В. Добряков

На программе освещаются следующие вопросы:

Особенности развития психических функций и личности в разных периодах онтогенеза от рождения до смерти; знания основ общей психопатологии — залог психопрофилактики нервно-психических расстройств и эффективной коррекции, точная диагностика как путь определения психотерапевтических мишеней. На цикле слушатели овладеют навыками проведения психотерапевтической  консультации пациентов различных возрастных групп, узнают особенности контакта с детьми, подростками и их семьями. Занятия проводятся в форме микролекций, семинаров, тренинегов, супервизий, балинтовских групп.

Цикл адресован: психотерапевтам, психиатрам, педагогам, психологам, социологам, акушерам-гинекологам, неонатологам, невропатологам, студентам старших курсов ВУЗов психологического, медицинского и педагогического профиля.

 

Острые реакции на стресс, расстройства адаптации и ПТСР в случае потери значимого лица. 16 учебных часов.

07.11.2017 – 08.11.2017

Автор программы: к.м.н. С. В. Полторак

Курс посвящен рассмотрению клиники, особенностей течения, и диагностики острых реакций на стресс, расстройств адаптации и, особого вида ПТСР (ПТСР в случае потери значимого лица). Кроме того, в рамках курса будут рассмотрены варианты психофармакотерапии и психотерапии данной патологии. Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.

 

Логотерапия и экзистенциальный анализ кризисных состояний. (504 учебных часа,  очно-заочная форма обучения с использованием электронных и дистанционных технологий. Возможность использования дистанционных технологий в режиме on-line конференции решается в индивидуальном порядке)

07.11.2017  – 15.06.2018

Сроки очных циклов: 07.11.2017 – 08.11.2017

20.11.2017 — 01.12.2017  

19.02.2018 – 02.03.2018  

21.05.2018 – 25.05.2018  

13.06.2018 – 14.06.2018  

Руководители программы: доцент, д.м.н. А.В. Васильева, доцент, д.п.н. Е.Е.Малкова,  к.м.н. С. В. Полторак, к.м.н. А.А.Пичиков

Тематическое усовершенствование направлено на формирование умений, профессиональных компетенций врача-психотерапевта, тренинг психотерапевтических техник и отработку практических навыков, необходимых для проведения логотерапии, являющейся одним из направлений  экзистенциальной психотерапии, у больных с различными нозологиями, а также у пациентов с нарушениями адаптации, находящихся в трудных жизненных ситуациях, перенесших острый стресс.

Слушатели ознакомятся с клиникой, особенностями течения, и диагностикой острых реакций на стресс, расстройств адаптации и, особого вида ПТСР (ПТСР в случае потери значимого лица). В рамках цикла будут рассмотрены основы суицидологии: дифференциальная диагностика суицидов, медикаментозная терапия, психотерапия и профилактика суицидального поведения, этические и юридические аспекты суицидологии, а также психопатологические проявления у лиц, находящихся или находившихся в кризисных ситуациях (боевые действия, террористические акты, изоляция, взятие заложники).

В обучении принимают участие преподаватели Южнонемецкого института логотерапии и экзистенциального анализа  (сокращенно SIL, http://logotherapie.dehttp://logotherapie.ru, адрес: Hauptstraße 9, D- 82256 Fürstenfeldbruck), самого крупного и старейшего частного бразовательного учреждения  по изучению Логотерапии в Германии. Институт был создан в 1986г.  при поддержке самого Виктора Франкля его ученицей — Dr.habil. Элизабет Лукас.

Курс проходит с использованием электронных и дистанционных технологий. Слушателям будет предоставлена методическая литература по тематике курса: лекционный и практический материал, разборы клинических случаев  в виде аудио- и видеозаписей. Большое внимание уделяется формированию практических навыков врача-психотерапевта, которые будущий специалист получает в процессе тренингов и супервизий.

Программа предназначена для врачей-психотерапевтов, медицинских психологов.

 

Невротические расстройства. 16 учебных часов.

09.11.2017 – 10.11.2017

Автор программы: доцент, д.м.н. А.В. Васильева

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: определение и дифференциальная диагностика невротических расстройств (неврозов) и расстройств невротического уровня. Характеристики интрапсихического конфликта и неврозогенеза при истерическом неврозе, неврастении   и неврозе навязчивых состояний. Техника анамнестического интервью невротических больных. Методы патогенетической и симптоматической психотерапии в лечении невротических расстройств. Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам.

 

Клинико-методологические основы диагностики пограничных психических расстройств и их психотерапии. 40 учебных часов.

13.11.2017 — 17.11.2017

Автор и лектор: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева

Курс посвящен рассмотрению клинических, клинико-психологических, клинико-патогенетических характеристик основных пограничных психических расстройств, в комплексном лечении которых ведущее значение имеют психотерапевтические воздействия (невротические расстройства, психосоматические расстройства, расстройства зрелой личности). Рассматриваются вопросы патогенеза невротических расстройств на основе теории отношений В.Н. Мясищева, клинико-психологические проявления и современная классификация невротических расстройств с учетом их патоморфоза. Изучаются механизмы формирования, виды, клинические особенности психосоматических расстройств, характерные для этой патологии психотерапевтические мишени. Приводятся критерии дифференциальной диагностики, классификация и психопатологические проявления личностных расстройств, рассматриваются вопросы взаимодействия пациентов с данной категорией больных. Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.

 

Основы суицидологии и кризисных состояний. 72 учебных часа.

20.11.2017-01.12.2017         

Руководитель программы: к.м.н. А.А.Пичиков

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основы суицидологии: дифференциальная диагностика суицидов, медикаментозная терапия, психотерапия и профилактика суицидального поведения, этические и юридические аспекты суицидологии, а также психопатологические проявления у лиц, находящихся или находившихся в кризисных ситуациях (боевые действия, террористические акты, изоляция, взятие заложники), ПТСР. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института. Цикл будет интересен врачам психиатрам, психотерапевтам, неврологам, врачам скорой медицинской помощи, онкологам, врачам других специальностей, оказывающих паллиативную помощь больным, врачам, работающим с лицами молодого возраста.

 

Реабилитация и психотерапия лиц с зависимостями. 72 учебных часа.

27.11.2017-08.12.2017         

Координатор программы: к.м.н. Рыбакова К.В.

Цикл тематического усовершенствования на котором рассматриваются психологические факторы этиопатогенеза хронического алкоголизма, наркоманий и других форм зависимости; изучаются цели и задачи психотерапии и психопрофилактики различных форм зависимости; использование различных подходов, методов, методик психотерапии в лечении зависимостей; индивидуальная, семейная, групповая формы психотерапии зависимостей; современные методы работы с созависимостью.

 

Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (ЛO(P)П). 24 учебных часа

15.01.2018 — 17.01.2018

Руководитель программа: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева

Цикл тематического усовершенствования на котором рассматриваются следующие вопросы: Основные понятия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, разработанной в Институте им. В. М. Бехтерева: Патогенетическая психотерапия В. Н. Мясищева как теоретическая основа личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова (концепция личности как системы отношений индивида с окружающей средой, биопсихосоциальная концепция невротических расстройств). Принципы проведения индивидуальной и групповой ЛО(Р)П, показания и противопоказания. Критерии и методы оценки эффективности ЛО(Р)П. Роль и место ЛО(Р)П в ряду других психодинамических методов. Технические приемы ЛО(Р)П. Цикл включает в себя лекционный, семинарский и тренинговый курсы.

 

Основы психоаналитической психотерапии. 24 учебных часа (3 дня)

22.01.2018 – 24.01.2018

Автор и лектор: доцент, д.м.н. А.В. Васильева

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: определение и основные понятия психоанализа, представления о патогенезе психических расстройств. Базовые характеристики объектных отношений. Психодинамический структурный диагноз. Техника психодинамического биографического анамнестического интервью. Процесс проведения психотерапии, определение и использование переноса и контрпереноса.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам.

 

Семейные и супружеские отношения, структурная семейная психотерапия. 24 учебных часа (3 дня)

29.01.2018 – 31.01.2018

Автор и лектор: к.м.н. С.В.Полторак

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: семейный организм, этапы развития семьи, супружеская коммуникация,  сексуальные отношения в браке, тревога, депрессия, гнев в супружеских отношениях; история, развитие и современное состояние структурной семейной психотерапии, отдельные техники и методики структурной семейной психотерапии.

 

Конфликты супружеских отношений и пути их преодоления 16 учебных часов (2 дня)

01.02.2018 — 02.02.2018

Автор и ведущий программы: доцент, к.м.н. И.В. Добряков

На цикле рассматриваются причины, формы проявления конфликтных ситуаций в семье, разбираются пути и техники их преодоления в процессе психотерапии.

Цикл предназначен врачам-психотерапевтам, медицинским психологам.

 

Основы когнитивно-поведенческой психотерапии. 24 учебных часа (3 дня)

05.02.2018 – 07.02.2018

Автор и лектор: доцент, д.м.н. А.В.Васильева

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: основы теории КПТ в представлениях Т. А. Бэка и А. Эллиса, представления о роли иррациональных автоматических убеждений в развитии психических расстройств, освоении традиционной модели КПТ (АВСДЕ); использование различных конфронтационных стилей в процессе КПТ, специфика проведения КПТ в лечении невротических расстройств и расстройств зрелой личности, использование нозоспецифических методов КПТ.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам.

 

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). 180 академических часов, очно-заочная форма обучения

Сроки проведения: 05.02.2018 — 25.05.2018

Очные циклы: 1 часть: 05.02.2018 – 07.02.2018 

 2 часть: 19.02.2018 – 02.03.2018 

 3 часть: 14.05.2018 – 25.05.2018 

Руководитель программы: к.м.н. А.Н.Еричев

Программа  направлена на формирование умений, профессиональных компетенций врача-психотерапевта, тренинг психотерапевтических техник и отработку практических навыков, необходимых для проведения эффективной когнитивно-поведенческой психотерапии у больных с различными нозологиями. На программе  рассматриваются следующие вопросы: Теоретические предпосылки когнитивно-поведенческой психотерапии. Концепция А. Бека и А. Эллиса. Три волны когнитивно-поведенческой психотерапии. Место когнитивно-поведенческой психотерапии в медицине. Этапы когнитивно-поведенческой психотерапии. Основные техники, используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия и доказательная медицина. Требования к психотерапевту в когнитивно-поведенческой психотерапии.

Программа включает в себя лекционный, семинарский и практический курсы; разборы клинических случаев. Большое внимание уделяется формированию практических навыков врача-психотерапевта, которые будущий специалист получает в процессе тренингов, супервизий и стажировок на рабочем месте.

Цикл предназначен врачам психотерапевтам, медицинским психологам.

 

Гипносуггестивная и поведенческая терапия системных неврозов детей и подростков. 72 учебных часа, очная форма обучения.

14.02.2018 – 22.06.2018 

Очные циклы: 1 часть: 14.02.2018 – 16.02.2018 

 2 часть: 25.06.2018 – 29.06.2018

Автор  и ведущий: доцент, к.м.н. В.В.Шишков

На цикле тематического усовершенствования рассматриваются следующие вопросы: Общие и системные неврозы. Энурез и энкопрез. Заикание и логоневроз. Тикоидные расстройства различного генеза. Трихотилломания. СДВГ. Нарушения сна. Тревожно-фобические расстройства. Методы психорегуляции в терапии системных неврозов. Аутогенная тренировка и гетеротренинг. Релаксационные техники. Прямые и парадоксальные техники поведенческой терапии функциональных расстройств. Гипносуггестивная терапия. Особенности гипносуггестивной терапии у детей. Парадоксальные методы индукции в гипнотическое состояние. Особенности гипнотерапии в группе. Возрастная регрессия и прогрессия и многое другое. Ролевые тренинги «врач-пациент» – «пациент- врач», «врач- семья» – «семья-врач». Баллинтовские группы. Мастер-классы: гетеротренинг (с обучением различным ступеням АТ), прогрессирующая мышечная релаксация, десенситизация страхов с использованием методики фединга, лечебно-оздоровительный сеанс психорегуляции (гипноза) для участников семинара.

Цикл предназначен врачам-психотерапевтам, психиатрам, неврологам, детским неврологам,  будет представлять интерес для  врачей-педиатров,  клинических (медицинских) психологов, психологов, семейных психологов.

 

Основы гипносуггестивной психотерапии. 24 учебных часа

14.02.2018 – 16.02.2018 

Автор  и ведущий: доцент, к.м.н. В.В.Шишков

На цикле тематического усовершенствования рассматриваются следующие вопросы: Аутогенная тренировка и гетеротренинг. Релаксационные техники. Прямые и парадоксальные техники поведенческой терапии функциональных расстройств. Гипносуггестивная терапия. Парадоксальные методы индукции в гипнотическое состояние. Особенности гипнотерапии в группе. Мастер-классы: гетеротренинг (с обучением различным ступеням АТ), прогрессирующая мышечная релаксация, десенситизация страхов с использованием методики фединга, лечебно-оздоровительный сеанс психорегуляции (гипноза) для участников семинара.

Цикл предназначен врачам-психотерапевтам, психиатрам, неврологам, детским неврологам,  будет представлять интерес для  врачей-педиатров,  клинических (медицинских) психологов, психологов, семейных психологов.

 

Непсихотические психические расстройства (эндогенные, невротические, психосоматические и соматоформные  расстройства). 72 учебных часа

12.03.2018 -23.03.2018        

Руководитель программы: профессор, д.м.н. А.П.Коцюбинский

Цикл тематического усовершенствования посвящен таким труднодиагностируемым психиатрическим нозологиям, которые рассматриваются в рамках непсихотических психических расстройств, как эндогенные (вялотекущая неврозо- и психопатоподобная, ипохондрическая шизофрения), невротические, психосоматические и соматоформные расстройства: этиология, клинические проявления, критерии диагностики. Особое внимание уделяется вопросам лечения данных состояний, необходимости комплексного, биопсихосоциального, полипрофессионального подхода, который предполагает использование как фармако-, так и психотерапии, подробно рассматриваются показания для их применения, границы эффективности. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института. Цикл будет интересен как врачам-психиатрам, так и психотерапевтам.

 

Интегративная терапия психозов. 72 учебных часа

26.03.2018-06.04.2018

Руководитель программы: д.м.н. Н.Б. Лутова

Цикл тематического усовершенствования, посвященный биопсихосоциальной модели лечения больных с расстройствами психотического уровня. На цикле рассматриваются следующие вопросы: современные подходы психотерапии психозов, психодинамические аспекты эндогенных заболеваний; основы психодинамической диагностики; основы семейной психотерапии; когнитивно-аналитическая терапия, элементы транзактной терапии; краткосрочная фокальная терапия; специфические эффекты взаимодействия психо- и фармакотерапии; психотерапия пациентов с эндогенными психическими заболеваниями; основные этиопатогенетические модели эндогенных заболеваний и соответствующие им модели психотерапевтических подходов; основные цели и этапы психотерапии; практические занятия по индивидуальной, семейной и различным вариантам групповой психотерапии; когнитивная психотерапия, методики когнитивной тренировки мышления у пациентов с шизофренией; психообразовательные программы в лечении и реабилитации. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института.

 

Полипрофессиональный подход: бригадный метод лечения психически больных. 108 учебных часов

26.03.2018 -13.04.2018

Авторы программы: д.м.н. Н.Б. Лутова, д.м.н. Е.Ю. Зубова

Сертификационный цикл посвящен биопсихосоциальному подходу к лечению больных с психической патологией, который предполагает комплексное полипрофессиональное ведение пациентов бригадой специалистов: врачами психиатрами и психотерапевтами, медицинскими психологами, социальными работниками. Подробно разбираются вопросы сочетанной психофармакотерапии, психосоциальной реабилитации и психотерапии больных с психозами. Цикл проводится в отделениях Института им. В.М. Бехтерева и в ОПБ № 1 им. П.П. Кащенко. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института. Цикл будет интересен как врачам-психиатрам, так психотерапевтам, медицинским психологам и социальным работникам.

 

Психосоциальная реабилитация в психиатрии. 36 учебных часов

09.04.2018 -13.04.2018        

Авторы программы: д.м.н. Н.Б. Лутова, д.м.н. Е.Ю.Зубова

Цикл тематического усовершенствования предназначен для социальных работников, клинических психологов, врачей психиатров, неврологов, наркологов, психотерапевтов участвующих в оказании психиатрической помощи. На цикле будут освещены следующие вопросы: психически больной и психическая болезнь, проблемы стигматизации и самостигматизации; понятие о психосоциальной реабилитации, этапы и виды реабилитации; роль социального работника в реабилитационных мероприятиях; базовые проблемы пациентов с психическими расстройствами; социальная реабилитация: алгоритм решения базовых проблем психически больных. Программа предусматривает проведение тренинга по формированию навыков профессионального контакта, решения конфликтных ситуаций и повышения социальной компетентности личности специалиста, оказывающего психиатрическую помощь.

 

Психосоматика. 24 учебных часа (3 дня)

16.04.2018 – 18.04.2018

Автор и лектор: доцент, д.м.н. Т.А.Караваева

Курс посвящен углубленному, комплексному рассмотрению психосоматических расстройств с позиции биопсихосоциальной концепции развития заболеваний. Изучаются основные теоретические концепции и механизмы формирования психосоматических расстройств, история развития представлений о роли различных факторов в их патогенезе. Рассматривается классификация психосоматических расстройств, критерии диагностики, клинические проявления. В рамках курса изучаются психологические механизмы адаптации к болезни, личностное реагирование пациента на диагноз, болезнь и ее последствия, особенности формирования внутренней картины болезни. Приводятся ведущие психологические факторы риска развития различных заболеваний. Обсуждаются основные направления и задачи психолога, психотерапевта в лечебном учреждении соматического профиля

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, терапевтам, врачам общей практики, врачам других специальностей

 

Диагностика и лечение нарушений сна. 16 учебных часов (2 дня)

19.04.2018 – 20.04.2018

Авторы программы:  доцент, д.м.н. Т.А. Караваев, А.Ю. Поляков.

Курс посвящен рассмотрению различных видов нарушений сна, которые являются распространённой клинической проблемой, затрагивающей до 22% популяции. В рамках курса будут рассмотрены физиологические процессы сна и их функциональное значение для организма. Описаны различные нозологии расстройств сна и приведены основные терапевтические подходы как медикаментозные, так и психотерапевтические для коррекции данных нарушений. Подробно будут рассмотрены следующие вопросы: структура сна и его физиологические функции; классификация и механизмы формирования различных типов нарушений сна; основные общеклинические и инструментальные методы обследования пациентов с нарушениями сна; психологические факторы, влияющие на нарушения сна, их психологическая коррекция и психотерапия нарушений сна, тактика ведения больных и выбор метода лечения; особенности клинических проявлений при различных пограничных психических расстройствах, специфика ведения пожилых пациентов с нарушениями сна.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.

 

Психотерапия в комплексной реабилитации онкологических больных. 24 учебных часа (3 дня)

23.04.2018 – 25.04.2018

Авторы программы:  доцент, д.м.н. Т.А. Караваев, к.м.н. С.В.Полторак

В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: особенности клинических проявлений коморбидных психических расстройств у больных с онкологическими заболеваниями: расстройства адаптации, депрессивные, тревожные, тревожно-фобические расстройства, а также ПТСР; профилактика психических нарушений у онкобольных; научно-обоснованные подходы к психофармакотерапии пограничных психических расстройств; основные направления в психотерапии онкологических пациентов и их родственников: когнитивно–поведенческая психотерапия,  психодинамическая терапия, межличностная, семейная психотерапия, экзистенциальная терапия и арт–терапия.

Цикл будет интересен врачам-онкологам, врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей, имеющим профессиональный контакт с больными, нуждающимися в паллиативной помощи.

 

Современные методы групповой психотерапии с углубленным изучением арт-терапии. 180 учебных часов.

14.05.2017-15.06.2017

Руководитель программы к.м.н. А.Н.Еричев.

Программа включает в себя следующие модули: Использование техник осознанности в практике врача-психотерапевта. Овладение навыками осознанности на собственном опыте. Теория и практика работы в Арт-центре. Арт-терапия в группе. Телесно-ориентированная психотерапия в группе. Группы танцевальной терапии. Возможности применения игротерапии в группе. Возможности применения и терапевтические механизмы сказок, мифов и народного фольклора. Возможности применения и терапевтические механизмы музыкотерапии и вокалотерапии.

Программа рассчитана на врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

 

 

Использование техник осознанности в практике врача-психотерапевта. 36 учебных часов

14.05.2018 – 18.05.2018

Руководитель программы к.м.н. А.Н.Еричев.

Программа включает в себя следующие модули: Использование техник осознанности в практике врача-психотерапевта. Овладение навыками осознанности на собственном опыте. Программа рассчитана на врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

 

Актуальные вопросы арт-  и телесноориентированной терапии. 36 учебных часов

19.05.2018 – 24.05.2018

Авторы и ведущие программы: В.С.Антропова, Т.Б.Ксюпов

Арт-терапия это цикл тематического усовершенствования на котором рассматриваются как теоретические основы так и практические умениям в области арт-терапии. Образовательная программа рассчитана на тех, кто планирует осуществлять деятельность в разных областях практической психологии, используя методы арт-терапии. В рамках цикла происходит знакомство с основными формами арт-терапевтической работы. Освоение механизмов и особенности выполнения различных арт-терапевтических техник. Формируются навыки самостоятельного подбора и применения различных техник. Происходит знакомство с арт-терапевтической диагностикой. Специалисты помогают применять полученные знания при психологическом консультировании, психодиагностике и на психотерапевтических занятиях с клиентами. Занятия при помощи арт-терапии способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества пациент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии, также методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес.

Телесно-ориентированная психотерапия — направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Данный вид терапии с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление клиента, которые могут возникнуть в тех направлениях психотерапии, где основной способ взаимодействия – это речь. В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен не только на расслабление зажимов, а в большей степени на осознание тела и эмоциональное отреагирование. Именно это и приводит к излечению. Также остаётся неоспоримым факт необходимости чередования телесной и аналитической работы.

Данный подход применяется для следующих целей: снятие стресса; избавление от синдрома эмоционального выгорания; помощь в лечение неврозов, депрессий; терапия психосоматических расстройств; избавление от комплексов и страхов.

Программа рассчитана на врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

 

Основы  музыкотерапии и вокалотерапии. 24 учебных часа

24.05.2018 – 26.05.2018

Авторы и ведущие программы: А.Ю.Линник, А.В.Платунов

Музыкотерапия — это интегративная дисциплина, использующая музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. В наш цикл входят теоретическая и практическая части, раскрывающие три основные формы музыкотерапии: рецептивная (пассивная), активная, интегративная. Вокалотерапия – научно обоснованная медицинская методика оздоровления пением таких систем человеческого организма, как сердечно-сосудистая, дыхательная, двигательная и центральная нервная система. В цикле активно используется работа с музыкальными инструментами, пением и другими творческими формами: чтение стихов, создание рисунков, сочинение собственных произведений, импровизация.

Специальных знаний и умений не требуется, программа рассчитана на людей с полным отсутствием слуха, голоса и навыков игры на музыкальных инструментах.

Цикл подходит для врачей психиатров, психотерапевтов, психологов, клинических психологов, работающих с людьми с описанными выше нарушениями.

Данные методики можно использовать при работе со здоровыми людьми, беременными и детьми для налаживания общего психологического и физиологического состояния.
Позитивная куклотерапия. 36 учебных часов

28.05.2018 – 01.06.2018

Автор и ведущий программы к.м.н. В.Ю.Слабинский

Цикл тематического усовершенствования на котором рассматриваются следующие вопросы:  Основные  понятия и  теоретические  основы позитивной  динамической психотерапии: теория  отношений  В.  Н.  Мясищева,  уровневая  теория  личности  А.Ф. Лазурского, теория личностного развития Юнга — Нойманна, теория мотивации В.Ф. Чижа. Подробно изучается авторская арт-терапевтическая методика В.Ю. Слабинского и Н.М. Воищевой «Позитивная куклотерапия»: теория структурных архетипов, показания и противопоказания. Особенности   применения   методики для   диагностики внутриличностных и поведенческих конфликтов, а также при индивидуальной, семейной (супружеской и детско-родительской) и групповой психотерапии. Организация процесса психотерапии, создание терапевтического контракта, постановка целей и задач. Оценка эффективности  психотерапевтического  процесса.  Составление  психотерапевтических программ. Арт-терапевтическая  методика  «Позитивная  куклотерапия» — лауреат национального  психологического  конкурса  «Золотая  Психея»  в  номинации «Психологический инструмент года» (2015). Цикл  предназначен  для  врачей-психотерапевтов,  психиатров,  медицинских психологов,  социальных  работников,  педагогов,  работающих  в  сфере  психического здоровья.

 

Танцедвигательная терапия в клинике пограничных расстройств. 48  учебных часов

04.06.2018 – 11.06.2018 

Автор и ведущий программы Д.М.Сарайкин

«Танец – королевская дорога к бессознательному» (Г. Аммон).

Как показывает опыт, пограничные нервно-психические расстройства могут сопровождаться искажённым восприятием своего тела, и проявляться в соответствующих телесных процессах. Интеграция телесного Я и языка тела является важной терапевтической задачей. Танцетерапия (ТТ) представляет собой сочетание группы, ориентированной на динамику, танцедвигательных и телесно-ориентированных методов. Она базируется на концепции динамической психиатрии и позволяет касаться тех особенностей личности (конфликтов, дефицитов), которые сложились на довербальном уровне, и быстрый доступ к которым с помощью стандартных вербальных форм терапии может быть затруднён. ТТ позволяет анализировать соотношения между телесным и психическим Я, способствует творческому самовыражению клиента, направлена на поиск ресурсов для совладания с имеющимися сложностями. ТТ позволяет участникам учиться спонтанно проявлять собственную идентичность. ТТ подразумевает психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. В процессе ТТ  здоровые и больные аспекты личности становятся видимыми, что дает возможность восполнить их или скорректировать. Реакции и обратная связь зрителей, которые находятся в постоянном взаимодействии с танцующим, имеют в ТТ центральное значение для лечебного и личностно-стимулирующего процесса. Танец рассматривается в группе как выражение идентичности. ТТ — это длительный процесс развития, сопровождающийся совместными интенсивными событиями в группе.

Целевая аудитория: психологи и психотерапевты. Возможные формы участия: участник группы (возможность побыть в «клиентской» позиции) или наблюдатель. Численность «клиентской» группы: 8-12 человек, число наблюдателей не ограничено.

Необходимо помнить, что добровольное участие в группе в «клиентской» позиции (несмотря на условно-показательный характер участия) может быть сопряжено с некоторым повышением эмоционального напряжения, которое субъективно может восприниматься как дискомфорт.

Курс включает в себя теоретическую и практическую часть, анализ видео- и аудиопротоколов, групповую дискуссию

Программа рассчитана на врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

 

Психотерапия детей и подростков. 108 учебных часов

11.06.2018 – 29.06.2018

Авторы программы: доцент, к.м.н. И.В. Добряков, доцент, к.м.н. В.В.Шишков, к.м.н. А.А.Пичиков

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные нозологические формы детского и подросткового периода, такие как энурез и энкопрез, заикание и логоневроз, тикоидные расстройства различного генеза, трихотилломания, нарушения сна, тревожно-фобические расстройства, анорексия. Подробно разбираются  вопросы психотерапии детей и подростков, психотерапевтические техники и методы, приемлемые при работе с детьми, роль семьи в патогенезе системных невротических расстройств у детей, необходимость и виды психотерапевтической работы с семьей, в которой живет больной ребенок. Цикл включает в себя несколько блоков-модулей по отдельной тематике, которые ведут известные специалисты психотерапевты, имеющие большую клиническую практику.

Первый модуль программы посвящен основам перинатальной психологии, на котором разбираются теоретические вопросы перинатальной медицины, неонатологии, перинатальной психологии и психотерапии; биологические и психологические проблемы бесплодия; психологическая помощь и вспомогательные репродуктивные технологии; практические вопросы исследования психического состояния беременной женщины; методики дифференцированной дородовой психологической подготовки; выявление признаков дисфункций семьи, ожидающей ребёнка; своевременная диагностика симптомов невротических или депрессивных расстройств у беременных; психологическая помощь во время родов; партнерские роды: «за» и «против».  Автор модуля — доцент, к.м.н. И.В. Добряков.

На программе рассматриваются  вопросы формирования самосознание и психосексуальное развитие человека в процессе его взросления, в данном блоке слушатели изучают: три функции libido человека; стадии формирования сексуальности в онтогенезе; становление телесных границ сознания; карты тела, эрогенные зоны; гендерные различия проблем пубертатного периода; инвективная лексика как вербальный предикат (русский мат); психология мужской и женской сексуальности; синдром «влюблённости»; проблема инцеста (патогенез, диагностика, коррекция); принципы и основы полового воспитания на разных этапах онтогенеза; психология семьи.

Второй блок программы посвящен таким распространенным в подростковом возрасте нарушениям, как расстройства пищевого поведения, в частности анорексия. Рассматриваются основные понятия, эпидемиология, типология,  факторы риска, критерии и диагностики и дифференциальной диагностики расстройств пищевого поведения, возрастные и гендерные особенности   при различных психических заболеваниях; особенности психофармакотерапии данной патологии; теоретико-методологические основы психотерапии, цели и задачи психотерапевтического воздействия на больных с расстройствами пищевого поведения. Автор модуля — к.м.н. А.А.Пичиков

Отдельный модуль программы посвящен гипносуггестивной и поведенческой терапии системных неврозов детей и подростков. Автор  модуля — доцент, к.м.н. В.В.Шишков.

Цикл содержит большой объем практического материала: мастер-классы, тренинги, клинические разборы. В процессе тренингов слушатели знакомятся с методом проективной сказки, игровой терапия детей и взрослых. На цикле будут проведены следующие тренинги и мастер-классы:  ролевые тренинги «врач-пациент» – «пациент- врач», «врач- семья» – «семья-врач»; мастер-классы: гетеротренинг (с обучением различным ступеням ат), прогрессирующая мышечная релаксация, десенситизация страхов с использованием методики фединга, лечебно-оздоровительный сеанс психорегуляции (гипноза) для участников семинара.

Цикл предназначен врачам-психотерапевтам, психиатрам, неврологам, детским неврологам,  будет представлять интерес для  врачей-педиатров, клинических (медицинских) психологов, психологов, семейных психологов.

 

 

Основы перинатальной психологии и психотерапии. 36 учебных часов

 11.06.2018 – 15.06.2018

Авторы программы: доцент, к.м.н. И.В. Добряков

Программа тематического усовершенствования  направлена на формирование умений, профессиональных компетенций психотерапевта, работающего с детьми и подростками, с семьей, в которой проживает ребенок, тренинг базовых психотерапевтических техник, отработку практических навыков работы с детьми, подростками  и семьей пациента.

На программе рассматриваются следующие вопросы: особенности развития психических функций и личности в разных периодах онтогенеза от рождения до смерти; знания основ общей психопатологии — залог психопрофилактики нервно-психических расстройств и эффективной коррекции, точная диагностика как путь определения психотерапевтических мишеней.

Отдельный блок программы посвящен основам перинатальной психологии, на котором разбираются теоретические вопросы перинатальной медицины, неонатологии, перинатальной психологии и психотерапии; биологические и психологические проблемы бесплодия; психологическая помощь и вспомогательные репродуктивные технологии; практические вопросы исследования психического состояния беременной женщины; методики дифференцированной дородовой психологической подготовки; выявление признаков дисфункций семьи, ожидающей ребёнка; своевременная диагностика симптомов невротических или депрессивных расстройств у беременных; психологическая помощь во время родов; партнерские роды: «за» и «против».

На программе рассматриваются  вопросы формирования самосознание и психосексуальное развитие человека в процессе его взросления, в данном блоке слушатели изучают: три функции libido человека; стадии формирования сексуальности в онтогенезе; становление телесных границ сознания; карты тела, эрогенные зоны; гендерные различия проблем пубертатного периода; инвективная лексика как вербальный предикат (русский мат); психология мужской и женской сексуальности; синдром «влюблённости»; проблема инцеста (патогенез, диагностика, коррекция); принципы и основы полового воспитания на разных этапах онтогенеза; психология семьи.

Особое внимание уделяется особенностям психотерапевтических техник и методик, применяемых при работе с детьми и подростками. В процессе тренингов слушатели знакомятся с методом проективной сказки, игровой терапия детей и взрослых.

 

Некогнитивные методы логотерапии

13.06.2018 – 14.06.2018

Руководитель программы: доцент, д.м.н. Е.Е.Малкова

На данной программе в процессе тренингов  слушатели овладевают прикладными навыками  использования  элементов  арттерапии: музыкальной, театральной и рисовальной терапии, а также уникальной методики с использованием логотерапевтических  карт трансформации смысла и принятия решения, в проведении некогнитивных групповых и индивидуальных психотерапевтических сеансов.

Программа рассчитана на врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, психологов, студентов медицинских ВУЗов и психологических факультетов, социальных работников, педагогов.

 

Нарушения  пищевого поведения при невротических и психотических расстройствах. 72 учебных часа.

13.06.2018 – 22.06.2018

Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, к.м.н. А.А.Пичиков, М.В.Разина.

Цикл повышения квалификации, на котором рассматриваются проблемы нарушения веса как в сторону его повышения из-за переедания, так и в сторону снижения в с вязи с анорексией, проведены дифференциально-диагностические признаки отдельных нозологических форм, психофармакологические и психотерапевтические тактики лечения. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института. Цикл предназначен для врачей любых специальностей, занимающихся лечением больных с расстройствами пищевого поведения, медицинских психологов.

 

Психогенное переедание: диагностика и терапия. 24 учебных часа. 

13.06.2018 – 15.06.2018

Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, М.В. Разина.

Курс посвящен изучению психогенного переедания, как одной из главных предпосылок формирования пищевой зависимости, а также наиболее распространенной проблемы, захватывающей до 60% пациентов, страдающих избыточной массой тела. В рамках курса будут рассмотрены виды, особенности и распространенность основных нарушений пищевого поведения; подробно будет описана специфика и частота встречаемости экстернального, ограничительного и эмоциогенного компонентов, а также отличия психогенного переедания от алиментарного ожирения. На лекциях будут освещены следующие вопросы: особенности психогенного переедания как диагноза, его отличия от других типов нарушений пищевого поведения; причины возникновения и специфика формирования психогенного переедания, основные диагностические признаки данного нарушения; типичные психологические особенности пациентов, страдающих избыточной массой тела; методы диагностики психогенного переедания; основные направления в психотерапии – когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, семейная терапия, использование эриксоновского гипноза и НЛП-техник; индивидуальная и групповая формы работы; основные трудности в работе с пациентами, страдающими пищевой зависимостью.

Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.

 

Расстройства пищевого поведения. 36 учебных часов.

18.06.2018 -22.06.2018

Руководитель программы: к.м.н. А.А.Пичиков.

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные понятия, эпидемиология, типология,  факторы риска, критерии и диагностики и дифференциальной диагностики расстройств пищевого поведения, в частности анорекции; возрастные и гендерные особенности расстройств пищевого поведения при различных психических расстройствах; особенности психофармакотерапии данной патологии; теоретико-методологические основы психотерапии, цели и задачи психотерапевтического воздействия на больных с расстройствами пищевого поведения. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института.

Цикл предназначен для врачей любых специальностей, занимающихся лечением больных с расстройствами пищевого поведения, медицинских психологов.

 

Системная семейная психотерапия. 216 учебных часов

1ступень – 18.06.2018 – 29.06.2018

2 ступень – 17.06. 2019 – 28.06.2019

3 ступень – 15.06. 2020 – 26.06.2020

Цикл предназначен врачам-психотерапевтам, клиническим психологам, педагогам, желающим не только в полном объеме овладеть  навыками системной семейной психотерапии, но и… провести ежегодный  июньский отпуск в г. Санкт-Петербурге! Для лиц, оплативших полную стоимость обучение в 2017г. стоимость обучения в последующие годы меняться не будет.

 

Системная семейная психотерапия. 72 учебных часа.

18.06.2018 – 29.06.2018

Автор и лектор цикла к.м.н. С.Э.Медведев

Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы: История метода и теоретические основания. Этапы развития психотерапии, ассоциировано с этапами развития мировой культуры (по Э.Г. Эйдемиллеру). История развития системного подхода. Основные направления системной психотерапии. Классические школы. Постмодернистские новации и постклассические направления. Системная психотерапия в психиатрии. Критерии эффективности. Данные клинических исследований. Демонстрация практических случаев. Особенности работы системного психотерапевта в психиатрии. Биопсихосоциальный подход. Принципы и техники работы с немотивированным пациентом и его семьей. Классификация клиентов по С. де Шазеру.

Семейная история и трансгенерационный процесс. Теория семейных систем М. Боуэна. Трансгенерационные процессы и работа с личной семейной историей. Начало составления генограмм участников программы. Отечественные и зарубежные интегративные модели системной терапии. Аналитико-системная модель Э.Г. Эйдемиллера, Н.В. Александровой.

Тренинг «Семья на приеме». Отработка практических навыков первичного приема. Работа с личной семейной историей участников. Разбор генограмм в малых группах с помощью преподавателя. Организация супервизионной и интервизионной работы участников. Основы эффективной работы психотерапевта с семьей. Анализ работы с семьями «за зеркалом» с «живыми» семьями. Котерапия участников в работе с симулированной семьей. Анализ случаев самостоятельной работы участников в роли системных психотерапевтов. Работа участников программы «за зеркалом» под наблюдением ведущего. Самостоятельный прием участниками «живых» семей с последующим анализом проведенной работы по материалу видеозаписи.

Цикл включает в себя лекционный, семинарский и тренинговый курсы; разборы клинических случаев семейной психотерапии и индивидуальную супервизию.

 

Гипносуггестивная и поведенческая терапия системных неврозов детей и подростков. 48 учебных часов

 25.06.2018 – 29.06.2018

Автор  и ведущий: доцент, к.м.н. В.В.Шишков

На цикле тематического усовершенствования рассматриваются следующие вопросы: Общие и системные неврозы. Энурез и энкопрез. Заикание и логоневроз. Тикоидные расстройства различного генеза. Трихотилломания. СДВГ. Нарушения сна. Тревожно-фобические расстройства. Методы психорегуляции в терапии системных неврозов. Особенности гипносуггестивной терапии у детей. Возрастная регрессия и прогрессия и многое другое. Ролевые тренинги «врач-пациент» – «пациент- врач», «врач- семья» – «семья-врач». Баллинтовские группы. Мастер-классы: гетеротренинг (с обучением различным ступеням АТ), прогрессирующая мышечная релаксация, десенситизация страхов с использованием методики фединга, лечебно-оздоровительный сеанс психорегуляции (гипноза) для участников семинара.

Цикл предназначен врачам-психотерапевтам, психиатрам, неврологам, детским неврологам,  будет представлять интерес для  врачей-педиатров, клинических (медицинских) психологов, психологов, семейных психологов.