Профессиональная переподготовка по Медицинской «клинической» психологии

Информация для поступающих на программу профессиональной переподготовки

Прием документов по программам профессиональной переподготовки по специальности «Медицинская (клиническая) психология» начинается с 03.09.2018года.

На программы профессиональной переподготовки принимаются выпускники как аккредитованных так и неаккредитованных государственных и частных ВУЗов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующей программе (письмо Министерства образования Российской Федерации).

Оригиналы и копии всех документы для поступления должны быть сформированы в бумажную папку с скоросшивателем.
При отсутствии диплома (если еще не получил) справку из деканата.

МЕДИЦИНСКАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Профессиональная переподготовка — специальная форма переподготовки для психологов, которая позволяет получить необходимые знания и навыки для работы в различных областях здравоохранения. В системе подготовки медицинских (клинических) психологов большое внимание уделяется изучению современных методов психодиагностики, психологического обеспечения лечебно-диагностического процесса, психологической экспертизе и психологической интервенции (в том числе методов и методик психокоррекции и психотерапии). Помимо необходимой теоретической подготовки, психологи получают опыт практической работы с различными клиническими группами пациентов и супервизию под руководством опытных наставников.

Руководители программы переподготовкиБочаров Виктор Викторович – ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики СПб НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ; Малкова Елена Евгеньевна – доктор психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики СПб НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, заместитель заведующего кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена; Щелкова Ольга Юрьевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой медицинской психологии факультета психологии СПбГУ, Вассерман Мария Владимировнакандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, доцент кафедры клинической психологии СПбГПМУ.

Целью образовательной программы является формирование у обучающихся системы общих и частных представлений, отражающих фундаментальные проблемы медицинской психологии. Обучение имеет клиническую направленность и приоритет практической подготовки.

Практические занятия проводятся на базе основных клинических отделений СПб НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева и ведущих медицинских учреждений Санкт-Петербурга под руководством высокопрофессиональных специалистов медицинских психологов. Наряду с теоретическими знаниями, вопросами организации медико-психологической службы, слушатели знакомятся с работой психологов в различных областях клинической (психиатрия, неврология, клиника пограничных состояний и психосоматических расстройств и др.) и профилактической медицины, а также обучаются основам работы с наиболее распространенными и адекватными для практической работы психологов (диагностика, экспертиза, медико-педагогическая практика, психотерапия) психодиагностическими (в том числе компьютерными) методиками, разработанными, модифицированными и адаптированными в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Образовательная программа ориентирует слушателей на изучение различных аспектов психологических процессов и состояний, проявляющихся в деятельности и поведении людей; формирование целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в обществе и природе; на формирование умений и способностей применять современные методы сбора и анализа информации при решении конкретных задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций. Общая образовательная программа поддерживает и способствует развитию индивидуальных научных и практических изысканий слушателей, их готовность к сотрудничеству с коллегами, умения и навыки организационной работы. Образовательная программа предполагает выработку способностей как к углубленной работе в рамках избранной специализации, так и к междисциплинарной деятельности, к овладению методами психологического наблюдения и психодиагностики, проведения различного рода консультационной и психокоррекционной работы.

Занятия проводят высококвалифицированные специалисты – профильные доктора и кандидаты наук, имеющие большой опыт научно-исследовательской, преподавательской и практической деятельности в области медицинской психологии. Слушателям предоставляется возможность приобрести необходимый психодиагностический инструментарий, методические и учебные пособия и прочие материалы для работы.

Аудиторная нагрузка на курсе составляет 48 часов в неделю в период учебной сессии. Учебный план составлен в соответствии с требованиями квалификационных характеристик специалиста по специальности «медицинская психология» и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию, уровню программы подготовки специалиста соответствующего профиля.

Во время обучения на программе переподготовки слушатели сдают теоретические зачеты и выполняют практические задания, проходят практику на отделениях Института им. В.М. Бехтерева и других клинических базах. Программа переподготовки включает практические блоки, обязательные для посещения. Обучение включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (диплома). В случае отсутствия академических задолженностей по теоретическим и практическим зачетам, посещении практических занятий, слушатели допускаются к сдаче итогового экзамена.

Итоговая аттестация предполагает защиту выпускной квалификационной работы (диплома), которая включает как теоретические вопросы, так и практические задания, относящиеся к сфере основной профессиональной деятельности выпускника.

При успешном выполнении учебного плана, прохождении стажировки, успешной сдачи итоговых экзаменов и защите выпускной аттестационной работы (диплома), слушателю выдается диплом, подтверждающий прохождение профессиональной переподготовки и предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности по специальности медицинской (клинической) психология.

Профессиональная переподготовка по специальности «медицинская (клиническая) психология» состоит из 2-х блоков: базовой программы и специализации по одному из предложенных направлений, которая ориентирована на практику. Специализация формирует у будущего специалиста углубленные теоретические знания и практические навыки, которые позволят ему с уверенностью, самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность сразу после окончания обучения по выбранному направлению подготовки. Специализация включает стажировку на рабочем месте и подготовку выпускной квалификационной работы (диплома) по выбранной тематике.

Специализация программы профессиональной переподготовки предусматривает углубленное обучение по выбранному направлению. Помимо базовой части на дополнительных очных циклах слушатель изучает теоретические и практические основы выбранного им направления, проходит стажировку на отделениях института или других, требуемых по программе базах, подготавливает и защищает дипломную работу. Направление выбранной специализации заносится в диплом о профессиональной переподготовке и свидетельствует о наличии у специалиста дополнительных профессиональных навыков и компетенций, которые позволят ему вести профессиональную деятельность как в государственных учреждениях здравоохранения, так и занимаясь частной практикой.

Направления специализации

  • Нейропсихология. Руководитель программы – доцент, к.м.н. М.В.Вассерман

  • Логотерапия и экзистенциальный анализ кризисных состояний. Программа проводится совместно с Южнонемецким институом логотерапии и экзистенциального анализа (сокращенно SIL, http://logotherapie.de, http://logotherapie.ru, адрес: Hauptstraße 9, D- 82256 Fürstenfeldbruck). Руководитель программы — доцент, д.п.н. Е.Е.Малкова

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОГРАММАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

(с использованием электронных и дистанционных технологий)

Одногодичная очная программа переподготовки, 2008 учебных часов.

29.10.2018 – 28.10.2019

Форма проведения: 9 месяцев очного обучения в течение учебного года. Осуществляется содействие в планировании диссертационного исследования. На программу могут быть зачислены абитуриенты, имеющие любое психологическое образование (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты), специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по медицинской (клинической) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.

Одногодичная очная программа переподготовки со специализацией по нейропсихологии, 2780 учебных часов

29.10.2018 – 28.10.2019

Руководитель программы —  к.п.н., доцент, Вассерман Мария Владимировна, старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики,. Модули программы: Нейропсихология в нейрореабилитации. Нарушения речи и их коррекция в процессе реабилитации больных с повреждениями головного мозга. Функциональная МРТ в нейрореабилитации. Нейропсихология детского возраста. Нейропсихологическая абилитация. Нейропсихологическая диагностика когнитивных функций.

Особое внимание программы направлено на формирование у обучающихся практических навыков нейропсихолога, которые совершенствуются в процессе практикумов и стажировок на рабочем месте в течение проведения циклов и модулей. Слушатели активно вовлекаются в лечебный процесс в полном объеме диагностических и реабилитационных мероприятий.

Перед поступлением на специализацию «Нейропсихология» будет проводиться собеседование.

Цикл имеет практическую направленность, поэтому для участия в практических занятиях требуется наличие своего ноутбука.

На программу могут быть зачислены абитуриенты, имеющие любое психологическое образование (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты), специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по медицинской (клинической) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.

Одногодичная очная программа переподготовки со специализацией по логотерапии и

экзистенциальному анализу, 2440 учебных часов

29.10.2018 – 28.10.2019

Руководитель программы — Малкова Елена Евгеньевна — старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики,  д.п.н., доцент.

Специализация направлена на формирование умений, профессиональных компетенций, тренинг психотера-певтических техник и отработку практических навыков, необходимых для проведения лого-терапии, являющейся одним из направлений экзистенциальной психотерапии, у больных с различными нозологиями, а также у пациентов с нарушениями адаптации, находящихся в трудных жизненных ситуациях, перенесших острый стресс.

В обучении принимают участие преподаватели Южнонемецкого института логотерапии и экзистенциального анализа (сокращенно SIL, http://logotherapie.de, http://logotherapie.ru, адрес: Hauptstraße 9, D— 82256 Fürstenfeldbruck), самого крупного и старейшего частного бразовательного учреждения по изучению Логотерапии в Германии. Институт был создан в 1986г. при поддержке самого Виктора Франкля его ученицей — Dr.habil. Элизабет Лукас.

На программе обучающиеся подробно разбирают теорию и практику формирования и уточнения клиентского запроса, как необходимое условие для успешной работы с пациентом. В ходе обучения слушателям будут представлены уникальные методики прояснения запроса при помощи системной энеаграммы.

На практическом блоке курса обучающимся будут представлены некогнетивные методы логотерапии. В процессе тренингов слушатели овладевают прикладными навыками использования элементов арттерапии, а также уникальной методикой с использованием метафорических логотерапевтических карт трансформации смысла и принятия решения, которую смогут применять при проведении некогнитивных групповых и индивидуальных психотерапевтических сеансов.

Курс проходит с использованием электронных и дистанционных технологий. Слушателям будет предоставлена методическая литература, разработанная Южнонемецким институтом логотерапии и экзистенциального анализа по тематике курса, переведенная на русский язык и адаптированная к данной программе: лекционный и практический материал, разборы клинических случаев в виде аудио- и видеозаписей. Большое внимание уделяется формированию практических навыков врача-психотерапевта, которые будущий специалист получает в процессе тренингов и супервизий.

По окончании обучения, в случае успешной сдачи итоговых экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы (диплома), специалист получает два документа об обучении: диплом о профессиональной переподготовке (с вкладышем) на русском языке и сертификат Южнонемецкого института логотерапии и экзистенциального анализа на немецком языке.

На программу могут быть зачислены абитуриенты, имеющие любое психологическое образование (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты), специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по медицинской (клинической) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.

Одногодичная очно-заочная программа профессиональной переподготовки, 1864 учебных часа.

29.10.2018 – 28.10.2019, по индивидуальному плану.

Программа предназначена для психологов, работающих в должности клинического психолога более 1 года, для специалистов – психологов, имеющих диплом о высшем психологическом образовании и специализацию по медицинской (клинической психологии). Программа предусматривает составление индивидуального образовательного маршрута, который должен включать 3 очных цикла по 144 часа, самостоятельную подготовку, подготовку и защиту квалификационной (дипломной) работы.

Двухгодичная очно-заочная программа профессиональной переподготовки, 2008 учебных часов

29.10.2018 – 27.10.2020

Программа состоит из 4 очных базовых («установочных», аудиторных) циклов по 144 часа, которые проводятся 2 раза в год весной – осенью, производственной практики на рабочем месте по индивидуальному графику, самостоятельной работы, преддипломной практики и итоговой сессии, которая проводится в октябре.

На программу могут быть зачислены абитуриенты, имеющие любое психологическое образование (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты), специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по медицинской (клинической) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.

Сроки проведения очных циклов:

1-й учебный год:

1 цикл — 29.10.18 — 23.11.18

2 цикл — 04.03.19 — 29.03.19

2-й учебный год:

3 цикл — 25.11.19 — 20.12.19

4 цикл — 30.03.2020 — 24.04.20

Итоговая аттестация и защита диплома – с 29.09.2020 по 23.10.2020, согласно расписанию

Очно-заочная двухгодичная форма обучения со специализацией по нейропсихологии, 2780 учебных часов

29.10.2018 – 27.10.2020

Программа состоит из 6 очных («установочных», аудиторных) циклов по 144 часа, производственной практики на рабочем месте по индивидуальному графику, самостоятельной работы, преддипломной практики и итоговой сессии, которая проводится в октябре. Помимо 4 базовых циклов, программа включает 2 специальных цикла углубленной подготовки по нейропсихологии.

На программу могут быть зачислены абитуриенты, имеющие любое психологическое образование (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты), специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по медицинской (клинической) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.

Сроки проведения очных циклов:

Базовые циклы:

1-й учебный год:

1 цикл — 29.10.18 — 23.11.18

2 цикл — 04.03.19 — 29.03.19

2-й учебный год:

3 цикл — 25.11.19 — 20.12.19

4 цикл — 30.03.2020 — 24.04.20

Специализация проводится на любом году обучения по выбору обучающегося, согласно индивидуальному графику

1 цикл специализации: 21.01.2019 – 15.02.2019 или 20.01.2020 – 14.02.2020

2 цикл специализации: 20.05.2019 – 31.05.2019 или 18.05.2020 – 12.06.2020

Итоговая аттестация и защита диплома – с 29.09.2020 по 23.10.2020, согласно расписанию

Очно-заочная двухгодичная форма обучения со специализацией по логотерапии и экзистенциальному анализу, 2440 учебных часов

29.10.2018 – 27.10.2020

Программа состоит из 5 очных («установочных», аудиторных) циклов по 144 часа, производственной практики на рабочем месте по индивидуальному графику, самостоятельной работы, преддипломной практики, и итоговой сессии, которая проводится в октябре. Помимо 4 базовых циклов, программа включает 1 очный (практический) цикл углубленной подготовки по логотерапии и экзистенциальному психоанализу и обязательное дистанционного обучения электронных материалов, разработанных Южнонемецким институтом логотерапии и экзистенциального анализа по тематике курса, переведенных на русский язык и адаптированных к данной программе. Допуск к практическому очному циклу специализации возможен только после успешного освоения теоретического материла и успешного прохождения промежуточной аттестации.

На программу могут быть зачислены абитуриенты, имеющие любое психологическое образование (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты), специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по медицинской (клинической) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.

Сроки проведения циклов:

1-й учебный год:

1 цикл — 29.10.18 — 23.11.18

2 цикл — 04.03.19 — 29.03.19

2-й учебный год:

3 цикл — 25.11.19 — 20.12.19

4 цикл — 30.03.2020 — 24.04.20

Специализация проводится на любом году обучения по выбору обучающегося, согласно индивидуальному графику

1 часть специализации (дистанционное обучение):

01.12.2018 – 17.05.2019 или 02.12.2019 – 15.05.2020

2 часть специализации (очная):

20.05.2019 – 31.05.2019 или 18.05.2020 – 12.06.2020

Итоговая аттестация и защита диплома – с 29.09.2020 по 23.10.2020, согласно расписанию

СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛОВ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Базовая программа профессиональной переподготовки по специальности клиническая (медицинская) психология. Объем 1864 или 2008 учебных часов, очная и очно-заочная форма подготовки (при очно-заочной форме подготовки — 4 очных цикла – блока, длительностью 144 академических часа каждый). Руководитель программы — Бочаров Виктор Викторович, ведущий научный сотрудник, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, к.п.н., доцент.

Очный базовый цикл: Блок дисциплин общей клинической подготовки

Цикл предназначен для приобретения слушателями специальных теоретических базовых знаний, которые позволят сформировать практические навыки для решения профессиональных задач. На цикле обучающийся знакомится с основами психиатрии, неврологии, нейропсихологии, патопсихологии, всесторонне изучает клинические и психологические аспекты личности. На социально-психологическом тренинге формируются навыки индивидуального и группового межличностного контакта. Слушатели знакомятся с историей появления клинической психологической школы, у истоков которой стоял основатель ФГБУ НМИЦ ПН академик В.М.Бехтерев.

Очный базовый цикл: Диагностический блок

Цикл предназначен для детального изучения обучающимся навыков работы с использованием специальных методов психологической диагностики в клинике, в том числе проективных, методов диагностики развития в норме и при патологии, а также использования данных физиологических методов диагностики в психиатрии и неврологии, формированию навыков проведения дифференциальной диагностики, экспертной работы. Отдельный модуль цикла посвящен освоению методов медицинской статистики. На цикле в большом объеме представлен клинический материал – обучающиеся присутствуют на клинических разборах, имеют возможность самостоятельного обследования пациента с последующим обсуждением возникших вопросов на практических занятиях. Особое место в практикоориентированной подготовке слушателей к самостоятельной работе занимает курс психологической супервизии по результатам освоения психодиагностического блока. В данном случае супервизия понимается нами как профессиональная помощь психологу-слушателю со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его психодиагностической работы. Главная ее задача — помочь специалисту-психологу стать успешнее в практической работе с психодиагностически сложными пациентами различного профиля, развить его профессиональную компетентность. Особое внимание отводится ошибкам диагностики, связанным с неумелым проведением интервью и трудностями при анализе полученных данных, недостаточным знанием принципов клинико-психологической диагностики, невниманием к вербальной и невербальной информации от пациента. Таким образом, данный вид психологической супервизии представляет собой специфическую форму профессионально-педагогического сопровождения вхождения слушателя в профессию, выполняя практико-ориентированную функцию.

Очный базовый цикл: Блок дисциплин специальной клинической подготовки

Цикл предназначен для формирования у слушателей углубленных теоретический и клиничеких знаний в области детской психиатрии, наркологии, суицидологии, сексологии, геронтологии, психосоматики, частной психиатрии, клинической неврологии и психофармакологии, что позволит расширить и углубить практические умения и навыки, необходимые для дальнейшей подготовки по программе «Медицинская психология». Отдельный модуль программы посвящен клинической психологии детей и подростков, юридическим вопросам, возникающим при оказании психологической помощи. По результатам освоения данного цикла слушатели получают знания в области организационно-правовых аспектов деятельности медицинского психолога, навыки работы в различных областях пато- и нейропсихологии, психосоматики, детской, подростковой и геронтопсихиатрической клинике.

В основу данного цикла положен принцип личностно-ориентированного подхода в работе медицинского психолога, основанный на положениях теории отношений, сформулированной ведущими учеными СПб НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева и др.

Очный базовый цикл: Практикоориентированный цикл – психокоррекционная и психореабилитационная деятельность психолога

Цикл направлен на формирование навыков работы психолога в клинике пограничных нервно-психических расстройств, психологической профилактики и реабилитации больных с нервно-психическими заболеваниями и аддиктивной патологией. Особая роль в практической подготовке слушателей отводится навыкам психологического консультирования и психокоррекции в клинике, вопросам разрешения конфликтных ситуаций. На цикле рассматриваются следующие темы: психосоциальная реабилитация в психиатрии; реабилитация в наркологии; нейрореабилитация в неврологии; основы психологической профилактики и реабилитации больных с нервно-психическими расстройствами; психологическое консультирование и психокоррекция в клинике; психологическая супервизия и баллинтовские группы; медиация в медицине.

Кроме этого, обязательным в профессиональной подготовке медицинских психологов в институте им. В.М. Бехтерева является прохождение слушателями специального рефлексивно-психодинамического тренинга в течение двух недель. Данный тренинг специально разработан как вид профессионального тренинга для медицинских (клинических) психологов. Включённая в программу интенсивная тренинговая подготовка направлена на развитие навыков профессионального общения, решение конфликтных ситуаций и повышение социальной компетентности личности психолога. Основной целью тренинга является развитие способности к осознанию эмоциональных переживаний и объективации неосознаваемых мотивов взаимодействия, возникающих в интерперсональных отношениях. Наличие таких способностей позволит будущему специалисту в профессиональном общении контролировать внутренние тенденции, проявляющиеся в процессе межличностного взаимодействия, то есть отделять собственные эмоциональные переживания, неосознанные стремления и неразрешенные внутренние конфликты от переживаний, мотивов и проблем партнера по общению (пациента, клиента).

По результатам освоения программы различных видов психолого-терапевтического вмешательства в рамках практикоориентированного курса подготовки проводятся баллинтовские группы, целью которых является помощь в осознании психологами ценности своих навыков межличностных отношений и понимании их границ, формирование направленного восприятия и понимания особенностей взаимодействия с пациентами, выявление «слепых пятен» в общении с ними. В рамках баллинтовской группы проводится обсуждение различных аспектов взаимоотношений психологов с пациентами в контексте конкретных случаев.

Преподавание специальных дисциплин переподготовки осуществляется в форме лекционных, практических, лабораторных занятий, тренингов, супервизии и баллинтовских групп. Также предполагается самостоятельная работа слушателей, в том числе с больными в рамках производственной практики, которая составляется по индивидуальному плану обучающегося.

В ходе производственной практики слушатели принимают активное участие в психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работе на базе структурных подразделений Центра им. В.М. Бехтерева и других специализированных учреждений, предполагающей применение навыков психодиагностической и психокоррекционной работы, полученных в результате освоения теоретического курса.

Подпишись сейчас

Введите адрес свой e-mail

Well done