Профессиональная переподготовка по Медицинской «клинической» психологии

Информация для поступающих на программу профессиональной переподготовки

Прием документов по программам профессиональной переподготовки по специальности «Медицинская (клиническая) психология» начинается с 01.07.2017 года.

На программы профессиональной переподготовки принимаются выпускники как аккредитованных так и неаккредитованных государственных и частных ВУЗов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующей программе (письмо Министерства образования Российской Федерации).

Оригиналы и копии всех документы для поступления должны быть сформированы в бумажную папку с скоросшивателем.
При отсутствии диплома (если еще не получил) справку из деканата.

 

МЕДИЦИНСКАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

 

Профессиональная переподготовка — специальная форма переподготовки для психологов, которая позволяет получить необходимые знания и навыки для работы в различных областях здравоохранения. В системе подготовки медицинских (клинических) психологов большое внимание уделяется изучению современных методов психодиагностики, психологического обеспечения лечебно-диагностического процесса, психологической экспертизе и психологической интервенции (в том числе методов и методик психокоррекции и психотерапии). Помимо необходимой теоретической подготовки, психологи получают опыт практической работы с различными клиническими группами пациентов и супервизию под руководством опытных наставников.

Руководители программы переподготовкиБочаров Виктор Викторович – ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ;  Малкова Елена Евгеньевна – доктор психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, заместитель заведующего кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена; Щелкова Ольга Юрьевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой медицинской психологии факультета психологии СПбГУ, Вассерман Мария Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, доцент кафедры клинической психологии СПбГПМУ.

Целью образовательной программы является формирование у обучающихся системы общих и частных представлений, отражающих фундаментальные проблемы медицинской психологии.  Обучение имеет клиническую направленность и приоритет практической подготовки.

Практические занятия проводятся на базе основных клинических отделений СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева и ведущих медицинских учреждений Санкт-Петербурга под руководством высокопрофессиональных специалистов медицинских психологов. Наряду с теоретическими знаниями, вопросами организации медико-психологической службы, слушатели знакомятся с работой психологов в различных областях клинической (психиатрия, неврология, клиника пограничных состояний и психосоматических расстройств и др.) и профилактической медицины, а также обучаются основам работы с наиболее распространенными и адекватными для практической работы психологов (диагностика, экспертиза, медико-педагогическая практика, психотерапия) психодиагностическими (в том числе компьютерными) методиками, разработанными, модифицированными и адаптированными в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Образовательная программа ориентирует слушателей на изучение различных аспектов психологических процессов и состояний, проявляющихся в деятельности и поведении людей; формирование целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в обществе и природе; на формирование умений и способностей применять современные методы сбора и анализа информации при решении конкретных задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций. Общая образовательная программа поддерживает и способствует развитию индивидуальных научных и практических изысканий слушателей, их готовность к сотрудничеству с коллегами, умения и навыки организационной работы. Образовательная программа предполагает выработку способностей как к углубленной работе в рамках избранной специализации, так и к междисциплинарной деятельности, к овладению методами психологического наблюдения и психодиагностики, проведения различного рода консультационной и психокоррекционной работы.

Занятия проводят высококвалифицированные специалисты – профильные доктора и кандидаты наук, имеющие большой опыт научно-исследовательской, преподавательской и практической деятельности в области медицинской психологии. Слушателям предоставляется возможность приобрести необходимый психодиагностический инструментарий, методические и учебные пособия и прочие материалы для работы.

Аудиторная нагрузка на курсе составляет 48 часов в неделю в период учебной сессии. Учебный план составлен в соответствии с требованиями квалификационных характеристик специалиста по специальности «медицинская психология» и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования  к содержанию, уровню  программы подготовки специалиста соответствующего профиля.

Во время обучения на программе переподготовки слушатели сдают теоретические зачеты и выполняют практические задания, проходят практику на отделениях Института им. В.М. Бехтерева и других клинических базах. Программа переподготовки включает практические блоки, обязательные для посещения. Обучение включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (диплома). В случае отсутствия академических задолженностей по теоретическим и практическим зачетам, посещении практических занятий, слушатели допускаются к сдаче итогового экзамена.

Итоговая аттестация предполагает защиту выпускной аттестационной работы (диплома), которая включает как теоретические вопросы, так и практические задания, относящиеся к сфере основной профессиональной деятельности выпускника.

При успешном выполнении учебного плана, прохождении стажировки, успешной сдачи итоговых экзаменов и защите выпускной аттестационной работы (диплома),  слушателю выдается диплом, подтверждающий прохождение профессиональной переподготовки и предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности по специальности медицинской (клинической) психология.

Профессиональная переподготовка по специальности «медицинская (клиническая) психология » состоит из 2-х блоков: базовой программы и специализации по одному из предложенных направлений, которая ориентирована на практику. Специализация  формирует у будущего специалиста углубленные  теоретические знания и практические навыки, которые позволят ему с уверенностью, самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность сразу после окончания обучения по выбранному направлению подготовки. Специализация включает стажировку на рабочем месте и подготовку выпускной квалификационной работы (диплома) по выбранной тематике.

 

НАПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

 

  • Психологическая психодиагностика. Руководитель программы — доцент, к.п.н.  В. В.Бочаров
  • Нейропсихология. Руководитель программы – доцент, к.м.н. М.В.Вассерман
  • Клиническая психология детей и подростков. Руководитель программы —  доцент, д.п.н. Е.Е.Малкова 
  • Судебно-психологическая экспертиза в гражданском и уголовном делопроизводстве. Руководитель программы — доцент, к.п.н. В. В.Бочаров
  • Логотерапия и экзистенциальный анализ кризисных состояний. Руководитель программы — доцент, д.п.н. Е.Е.Малкова 

 

 

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)

 Условием обучения на одногодичной очно-заочной программе профессиональной переподготовки по специальности «Медицинская психология» 1864 учебных часа является наличие стажа работы по специальности МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ более 1 года (документально подтвержденный работодателем)

Одногодичная очная программа переподготовки, 2008 учебных часов.

 

 

Одногодичная очно-заочная программа профессиональной переподготовки, 1864 учебных часа.

30.10.2017 – 29.10.2018, по индивидуальному плану.

Программа предназначена для психологам, работающим в должности клинических психологов более 1 года, для специалистов – психологов, имеющих диплом о высшем психологическом образовании и специализацию по медицинской (клинической психологии). Программа предусматривает составление индивидуального образовательного маршрута, который должен включать 3 очных цикла по 144 часа, самостоятельную подготовку, производственную практику, подготовку и защиту квалификационной (дипломной) работы.

 

Двухгодичная очно-заочная программа профессиональной переподготовки 2008 учебных часов, 30.10.2017 – 29.10.2019.

На программу могут быть зачислены абитуриенты, не имеющие специализации по клинической психологии (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты), специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по медицинской (клинической) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.

 

Специализация — 2780 учебных часов.

Очная одногодичная. 30.10.2017 – 29.10.2018

Очно-заочная двухгодичная форма обучения. 30.10.2017 – 29.10.2019

Программа предусматривает углубленную подготовку по выбранному направлению. Помимо базовой части на 2-х дополнительных очных циклах слушатель изучает теоретические и практические основы выбранного им направления, проходит стажировку на отделениях института или других, требуемых по программе базах, подготавливает и защищает дипломную работу. Направление выбранной специализации заносится в диплом о профессиональной переподготовке и свидетельствует о наличии у специалиста дополнительных профессиональных навыков и компетенций, которые позволят ему вести профессиональную деятельность как в государственных учреждениях здравоохранения, так и занимаясь частной практикой.

 

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНЫХ ЦИКЛОВ

 

БАЗОВЫЙ КУРС

Возможность дистанционного обучения в режиме on-line конференции определяется индивидуально.

 

Очная, 1-годичная, 2008 учебных часов

30.10.2017 – 29.10.2018:

1 цикл 30.10.17 — 24.11.17

2 цикл 27.11.17 — 22.12.17

3 цикл 05.03.18 — 30.03.18

4 цикл 02.04.18 — 27.04.18

Итоговая аттестация и защита диплома – 01.10.2018 – 26.10.2018г.

 

Очно-заочная, 1-годичная, 1864 часа, по индивидуальному плану

30.10.2017 – 29.10.2018:

1 цикл 30.10.17 — 24.11.17

2 цикл 27.11.17 — 22.12.17

3 цикл 05.03.18 — 30.03.18

4 цикл 02.04.18 — 27.04.18

Итоговая аттестация и защита диплома – 01.10.2018 – 26.10.2018г.

 

Очно-заочная, 2-годичная, 2008 учебных часов

30.10.2017 – 29.10.2019:

1-й учебный год:

1 цикл — 30.10.17 — 24.11.17

2 цикл — 05.03.18 — 30.03.18

2-й учебный год:

3 цикл — 26.11.18 — 21.12.18

4 цикл — 01.04.19 — 26.04.19

Итоговая аттестация и защита диплома  – 01.10.2019 – 25.10.2019

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ — 2780 академических часов

Конкретные даты очных циклов определяются программой специализации.

Возможность дистанционного обучения в режиме on-line конференции определяется индивидуально.

 

Очная, 1 годичная, 2780 учебных часов

1 цикл 30.10.17 — 24.11.17

2 цикл 27.11.17 — 22.12.17

3 цикл 15.01.18 – 02.03.18 (первый этап специализации, конкретные даты очных циклов определяются программой специализации)

4 цикл 05.03.18 — 30.03.18

5 цикл 02.04.18 — 27.04.18

6 цикл 14.05.18 – 29.06.18 (второй этап специализации, конкретные даты очных циклов определяются программой специализации)

Итоговая аттестация и защита диплома – 01.10.2018 – 26.10.2018г.

 

Очно-заочная, 2-годичная, 2780 учебных часов

30.10.2017 – 29.10.2019:

1-й учебный год:

1 цикл — 30.10.17 — 24.11.17

2 цикл — 15.01.18 – 02.03.18 (первый этап специализации, конкретные даты очных циклов определяются программой специализации)

3 цикл — 05.03.18 — 30.03.18

2-й учебный год:

4 цикл — 26.11.18 — 21.12.18

5 цикл — 01.04.19 — 26.04.19

6 цикл — 13.05.19 – 28.06.19 (второй этап специализации, конкретные даты очных циклов определяются программой специализации)

Итоговая аттестация и защита диплома  – 01.10.2019 – 25.10.2019

 

Специализация: Психологическая психодиагностика.

1 цикл специализации 15.01.2018 – 09.02.2018

2 цикл специализации 14.05.2018 – 08.06.2018 – 1-годичная программа

13.05.2019 – 07.06.2019 – 2-годичная программа

 

Специализация: Нейропсихология.

1 цикл специализации 22.01.2018 – 16.02.2018

2 цикл специализации 21.05.2018 — 15.06.2018 – 1-годичная

20.05.2019 – 14.06.2019 – 2-годичная

 

Специализация: Клиническая психология детей и подростков.

1 цикл специализации 29.01.2018 – 22.02.2018 

2 цикл специализации 04.06.2018  — 29.06.2018 — 1-годичная

03.06.2019 – 28.06.2019 – 2-годичная

 

Специализация: Судебно-психологическая экспертиза в гражданском и уголовном делопроизводстве.

1 цикл специализации 05.02.2018 – 02.03.2018

2 цикл специализации 28.05.2018 — 22.06.2018 — 1-годичная

27.05.2019 – 21.06.2019 – 2-годичная

 

Специализация: Логотерапия и экзистенциальный анализ кризисных состояний.

1 цикл специализации: 19.02.2018 – 02.03.2018 

2 цикл специализации: часть 1 —  21.05.2018 – 25.05.2018 – 1-годичная

 часть 2 —  13.06.2018 – 14.06.2018 – 1-годичная

2 цикл специализации: часть 1 — 20.05.2019 – 24.05.2019 — 2-годичная

 часть 2 — 13.06.2019 – 14.06.2019 — 2-годичная

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛОВ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

 

Базовая программа профессиональной переподготовки по специальности клиническая (медицинская) психология. Объем 1864 или 2008 учебных часов, очная и очно-заочная форма подготовки (при очно-заочной форме подготовки — 4 очных цикла – блока, длительностью 144 академических часа каждый). Руководитель программы — Бочаров Виктор Викторович, ведущий научный сотрудник, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, к.п.н., доцент.

 

Очный базовый цикл: Блок дисциплин общепрофессиональной подготовки

Цикл предназначен для формирования у слушателей как базовых теоретический знаний, так и практических умений и навыков, необходимых для дальнейшей подготовки по программе «Медицинская психология». В основу данного цикла положен принцип личностно-ориентированного подхода в работе медицинского психолога, основанный на положениях теории отношений, сформулированной ведущими учеными СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева и др. По результатам освоения данного цикла слушатели получают знания в области организационно-правовых аспектов деятельности медицинского психолога, навыки работы в различных областях пато- и нейропсихологии, психосоматики, детской, подростковой и геронтопсихиатрической клинике.

 

Очный базовый цикл: Блок дисциплин специальной подготовки

Цикл предназначен для приобретения слушателями специальных теоретических знаний, а также формирования практических навыков решения профессиональных задач, основанных на знаниях в области неврологии, психиатрии, психофармакотерапии, а также частных вопросов суицидального поведения и отклонений в психосексуальной сфере пациентов.

Кроме этого, обязательным в профессиональной подготовке медицинских психологов в институте им. В.М. Бехтерева является прохождение слушателями специального рефлексивно-психодинамического тренинга в течение двух недель по окончании второго семестра обучения (теоретической программы). Данный тренинг специально разработан как вид профессионального тренинга для медицинских (клинических) психологов. Включённая в программу интенсивная тренинговая подготовка (96 часов) направлена на развитие навыков профессионального общения, решение конфликтных ситуаций и повышение социальной компетентности личности психолога. Основной целью тренинга является развитие способности к осознанию эмоциональных переживаний и объективации неосознаваемых мотивов взаимодействия, возникающих в интерперсональных отношениях. Наличие таких способностей позволит будущему специалисту в профессиональном общении контролировать внутренние тенденции, проявляющиеся в процессе межличностного взаимодействия, то есть отделять собственные эмоциональные переживания, неосознанные стремления и неразрешенные внутренние конфликты от переживаний, мотивов и проблем партнера по общению (пациента, клиента).

 

Очный базовый цикл: Диагностический блок

включает задачи освоения слушателями навыков работы с использованием специальных методов психологической диагностики в клинике, в том числе проективных, методов диагностики развития в норме и при патологии, а также использования данных физиологических методов диагностики в психиатрии и неврологии, формированию навыков экспертной работы.

Особое место в практикоориентированной подготовке слушателей к самостоятельной работе занимает курс психологической супервизии по результатам освоения психодиагностического блока. В данном случае супервизия понимается нами как профессиональная помощь психологу-слушателю со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его психодиагностической работы. Главная ее задача — помочь специалисту-психологу стать успешнее в практической работе с психодиагностически сложными пациентами различного профиля, развить его профессиональную компетентность. Особое внимание отводится ошибкам диагностики, связанным с неумелым проведением интервью и трудностями при анализе полученных данных, недостаточным знанием принципов клинико-психологической диагностики, невниманием к вербальной и невербальной информации от пациента. Таким образом, данный вид психологической супервизии представляет собой специфическую форму профессионально-педагогического сопровождения вхождения слушателя в профессию, выполняя практико-ориентированную функцию.

 

Очный базовый цикл: Собственно практикоориентированный цикл

включает формирование навыков работы психолога в клинике пограничных нервно-психических расстройств, психологической профилактики и реабилитации больных с нервно-психическими расстройствами и аддиктивной патологией. Особая роль в практической подготовке слушателей отводится навыкам психологического консультирования и психокоррекции в клинике.

По результатам освоения программы различных видов психолого-терапевтического вмешательства в рамках практикоориентированного курса подготовки проводятся баллинтовские группы, целью которых является помощь в осознании психологами ценности своих навыков межличностных отношений и понимании их границ, формирование направленного восприятия и понимания особенностей взаимодействия с пациентами, выявление «слепых пятен» в общении с ними. В рамках баллинтовской группы проводится обсуждение различных аспектов взаимоотношений психологов с пациентами в контексте конкретных случаев.

Преподавание специальных дисциплин переподготовки осуществляется в форме лекционных, практических, лабораторных занятий, тренингов, супервизии и баллинтовских групп. Также предполагается самостоятельная работа слушателей, в том числе с больными в рамках стажерской практики, которая составляется по индивидуальному плану обучающегося.

В ходе стажерской практики слушатели принимают активное участие в психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работе на базе структурных подразделений Института им. В.М. Бехтерева и других специализированных учреждений, предполагающей применение навыков психодиагностической и психокоррекционной работы, полученных в результате освоения теоретического курса.

 

Специализация:  Психологическая психодиагностика. Объем 2780 академических часов, очная и очно-заочная форма подготовки (при очно-заочной форме подготовки — 6 очных циклов длительностью 144 академических часа каждый). Руководитель программы — Бочаров Виктор Викторович, ведущий научный сотрудник, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, к.п.н., доцент.

Специализация  направлена на формирование умений, профессиональных компетенций медицинского психолога, отработку практических навыков работы с пациентами различных возрастных групп, страдающих неврологическими и психическими расстройствами. В ходе специализации слушатель овладеет навыками психологической диагностики основных психологических симптомокомплексов, принципами дифференциальной диагностики, научиться умению исследовать психические функции  с использованием различных психологических методик, в том числе уникальных, разработанных в НИПНИ им. В.М.Бехтерева.

Специализация предусматривает большой объем практических занятий и стажировок на неврологических, психиатрических, психотерапевтических отделениях института.

 

Специализация Нейропсихология. Объем 2780 академических часов, очная и очно-заочная форма подготовки (при очно-заочной форме подготовки — 6 очных циклов длительностью 144 академических часа каждый). Руководитель программы —  Вассерман Мария Владимировна – старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, к.п.н., доцент.

Перед поступлением будет проводиться собеседование  с целью выявления объема информированности об изучаемой дисциплине и направленности клинических (профессиональных) интересов для определения темы будущего дипломного исследования.

Модули программы: Нейропсихология в нейрореабилитации (к.п.н. М.В.Вассерман, нейропсихолог А.А.Матюшкина). Функциональная МРТ в неврологии и  психиатрии (профессор, д.м.н.  Н.И. Ананьева, нейропсихолог  А.А. Матюшкина). Нейропсихология детского возраста (к.п.н. М.В.Вассерман, нейропсихолог А.А.Матюшкина).

Особое внимание программы направлено на формирование у обучающихся практических навыков нейропсихолога, которые совершенствуются в процессе практикумов и стажировок на рабочем месте. Слушатели  активно вовлекаются в лечебный процесс в объеме диагностических и реабилитационных метоприятий.

Цикл имеет практическую направленность, поэтому для участия в практических занятиях требуется наличие своего ноутбука.

 

Специализация:  Клиническая психология детей и подростков. Объем 2780 академических часов, очная и очно-заочная форма подготовки (при очно-заочной форме подготовки — 6 очных циклов длительностью 144 академических часа каждый). Руководитель, автор и лектор программы —  Малкова Елена Евгеньевна — старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, д.п.н., доцент.

Модули программы: Психологические и психопатологические реакции в детском и подростковом возрасте (д.пс.н. Е.Е.Малкова). Психологическое сопровождение семей, имеющих проблемного ребенка (д.пс.н. Е.Е.Малкова). Перинатальная психология и психотерапия (к.м.н. И.В.Добряков). Психодиагностика и психотерапия системных неврозов у детей (д.пс.н. Е.Е.Малкова, к.м.н. В.В.Шишков). Гипносуггестивная и поведенческая терапия системных неврозов детей и подростков (к.м.н. В.В.Шишков)

Специализация предусматривает большой объем практических занятий, тренингов, мастер-классов.

 

Специализация:  Судебно-психологическая экспертиза в гражданском и уголовном делопроизводстве. Объем 2780 академических часов, очная и очно-заочная форма подготовки (при очно-заочной форме подготовки — 6 очных циклов длительностью 144 академических часа каждый). Руководитель программы — Бочаров Виктор Викторович, ведущий научный сотрудник, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, к.п.н., доцент.

 

Специализация:  Логотерапия и экзистенциальный анализ кризисных состояний. Объем 2780 академических часов, очная и очно-заочная форма подготовки. Руководитель программы — Малкова Елена Евгеньевна — старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики,  д.п.н., доцент.

В обучении принимают участие преподаватели Южнонемецкого института логотерапии и экзистенциального анализа  (сокращенно SIL, http://logotherapie.de, http://logotherapie.ru, адрес: Hauptstraße 9, D- 82256 Fürstenfeldbruck), самого крупного и старейшего частного бразовательного учреждения  по изучению Логотерапии в Германии. Институт был создан в 1986г.  при поддержке самого Виктора Франкля его ученицей — Dr.habil. Элизабет Лукас.

Курс проходит с использованием электронных и дистанционных технологий. Слушателям будет предоставлена методическая литература по тематике курса: лекционный и практический материал, разборы клинических случаев  в виде аудио- и видеозаписей. Большое внимание уделяется формированию практических навыков врача-психотерапевта, которые будущий специалист получает в процессе тренингов и супервизи

Подпишись сейчас

Введите адрес свой e-mail

Subscribe!